Формирование национального самосознания в двигательной сфере дошкольников. Воспитание национального самосознания дошкольников в полиэтнической среде детского сада

  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

    НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ - это такой уровень познания нацией своей собственной сущности, когда система представлений нации о самой себе представляет глубокое субъективное отражение объективно существующих национальных фактов жизни общества, осознание каждым народом особенностей своей национальной жизни, взаимоотношений с другими народами. Только через национальное самосознание вырабатывается общая и индивидуальная оценка, социальная позиция, активное отношение людей как к своему единству, так л к другим сообществам. В нем воплощается осознание людьми принадлежности к своей нации, ее место среди других наций, особенных и общих с ними черт.

    НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ - это субъективное отражение объективного факта принадлежности человека к тому или другому национальному сообществу и осознание отличий от других народов. Оно формируется в личности под непосредственным воздействием национальных элементов социальной среды, языка народа, его культуры, быта, истории. Вместе с тем национальное самосознание это более сложное структурное образование, оно включает и национальные стереотипы и представления о территории, культуре, языке, о историческом прошлом, обычаях, традициях и т.д.

    Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекать ся культурой, историей своего, народа. Период дошкольного детства по сроим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость ко взрослым, стремление повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека. Основными чертами национального самосознания белорусов являются соборность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценное -. ти других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы - самобытная нация. Чтобы в наше время преобладал такой тип национального самосознания, духовно-исторический фон которого глубоко затрагивал бы сущностные основы национальной жизни, с детского сада нужно прививать"детям любовь к родному языку, к историческому и культурному наследия народа, к Отчизне

    Задачи формирования основ национального самосознания дошколь никое :

    1. Воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному кран-, интерес к обычаям и традициям своего народа.

    2. Формирование у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа,

    3. Вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.

    Природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т.д.;

    Сведения о жизни белорусского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культуры белорусов), владение родным

    Некоторые сведения из истории семьи и Отчизны: своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т.д.), памятные места (здания, памятники);

    Сведения социального характера: название города (села), его знаменитых мест; название республики, ее столицы; символы (герб,флаг).

    формирование национального самосознания предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями : проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; принимать участие в общественно направленной деятельности; бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе.

    Необходимо, чтобы всё, воспринятое ребенком из окружающего мира, вызывало в его душе эмоциональный отзыв, добрые чувства . Дошкольник отличается высокой эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к миру.

    Основные направления работы с детьми дошкольного возраста:

    Обогащение детей знаниями о родном крае, развитие их интересов и эмоционально положительного отношения к окружающему;

    Поощрение детей к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;

    Организация общественно полезного труда дошкольников, который способствует накоплению опыта деятельного отношения к окружающему миру.

    При ознакомлении дошкольников с Родиной весь познавательный материал необходимо систематизировать: ближайшее окружение ребенка, родной город (село), республика, история родного края, традиции, культура. Главное заключается не в том, чтобы дети усвоили точные сведения, а в том, чтобы вызвать у них положительные чувства и отношения к окружающему миру, к людям, труду.

    Основными формами ознакомления дошкольников сродным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

    Наиболее эффективными методическими приемами , которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детой; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества белорусов и др. Средства воспитания: белорусский фольклор, государственная геральдика, белорусский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности детей.

    Детство – это возраст, когда человек впитывает в себя все мысли, краски, чувства окружающего мира.

    Ничто не проходит бесследно мимо ребенка. Оно оставляет «след чего-то удивительного, не понятного никому, скользнувшего в душу человека, в самый фундамент ее, чтобы лежать там, в душе, до срока, а потом прорасти кто знает, чем: стихотворением, любовью, научным открытием или просто добрым, славным поступком, прорасти будущим», - пишет А. Шоров.

    Воспитание национального самосознания начинается с первых лет жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

    Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта. Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай, включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.

    При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок.

    Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.

    Мир устроен так, что в нем есть плохое и хорошее, прекрасное и безобразное, добро и зло. Ребенок должен быть окружен добром, красотой и счастьем. В этом ему могут помочь только взрослые. Ведь взрослые люди могут создать детям то подлинно счастливое детство, без которого не может вырасти настоящий, гармоничный, хороший человек. Величайшим счастьем, огромной необходимостью становится для ребенка встреча в детстве со сказкой. Именно потому, что сказка для каждого ребенка - самая необходимая духовная «пища», она возникла прежде всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.

    Литература претерпела - как и все в истории-очень большие изменения. Но по-прежнему жива сказка и по-прежнему существуют сказочники. Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания. Сказка - это особый литературный жанр, история, разворачивающаяся во вневременном и внепространственном измерении. Ведь в мире сказок есть особенный и необыкновенный стиль, наполненный нашими мечтами и фантазиями. Сказки учат выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх - и любая сказка оканчивается счастливым финалом. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным.

    Русская народная сказка - это и неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами. Умное, доброе, правильное, высоконравственное, заложенное в сказках помогает воспитать в наших детях самые лучшие человеческие качества. Сказка учит жизненным премудростям. И эти ценности вечные, из них складывается то, что и называем мы – духовная культура. Сказки раскрывают все важнейшие стороны русской жизни. Они неисчерпаемый источник сведений о национальном характере. Сила их и в том, что они не только раскрывают его, но и создают. В сказках раскрывается множество отдельных черт характера русского человека и особенностей его внутреннего мира и идеалов. Помимо прочего, неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Еще в русских сказках, как и в русском народе, сильна вера в чудо. Конечно, все волшебные сказки в мире строятся на каких-то необыкновенных событиях. Но нигде чудесное так не главенствует над сюжетом, как в русских. Оно нагромождается, переполняет действие и в него всегда верят, безоговорочно и без тени сомнения. Сказки дают возможность расширить словарный запас по любой теме (будь то сказки о животных, бытовые или волшебные). Традиционные русские повторы, особая мелодичность, редкие «забытые» нами слова, пословицы и поговорки, чем так богата русская речь: всё это позволяет сделать сказку доступной, понятной для детского сознания, помогает легко и быстро запомнить её. А всё это развивает фантазию детей, учит их красивой и складной речи. Кто знает, может те сказки, которые они начинают придумывать вслед русским народным сказкам, тоже когда-то войдут в сокровищницу языка. Как не крути, сказка-вымысел. Но ведь в ней всё необыкновенно, волшебно и очень привлекательно. Идёт погружение в таинственный, зачарованный мир, где звери говорят человеческим голосом, где предметы и деревья передвигаются сами по себе, где добро обязательно побеждает зло.

    Передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Положительным сказочным героям в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: река, озеро, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку и т.д. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

    Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, а увлекательность сюжета, образность и забавность усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Сказка, может познакомить всего с двумя словами других народов, но всетаки вызывает у ребенка интерес к чужим языкам. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного и сделано их весьма эффективными педагогическими средствами. Сказки показывают, что отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.

    Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» и «темного» миров. И на основе этого - целостность собственной личности, включающей в себя «светлые» и «темные» стороны.

    В процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра является достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.

    Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется:

    • приветствие (групповой ритуал),
    • прощание (групповой ритуал),
    • разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов),
    • работа (продолжение работы) с новым жанром,
    • общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы.

    Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия. В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания.

    О воспитательной ценности сказок писал А. С. Пушкин: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения. Все мы знаем, как нуждается ребенок в проявлении любви, как сам выражает ответную любовь. Эмоциональная память ребенка, связанная с этими яркими и глубокими переживаниями, сохраняется на всю жизнь, становиться благодатной почвой для формирования национального самосознания.

    Таким образом, педагогическое воздействие должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающими. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, гражданином России.

    В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности процесса воспитания дошкольников, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания дошкольника.

    Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

    Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта.

    Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай (исторически закрепленная в социальном опыте людей форма поведения человека в конкретной ситуации), включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.

    При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно

    происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок. Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.

    Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.

    Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки. В ходе работы с волшебной сказки участники могут сознательно или бессознательно разобраться в собственных страхах, персонифицированных образах, например, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея- Горыныча, Чудовища и т. д.

    Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символически принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных», так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.

    Работа со сказкой может выглядеть следующим образом. Рассказ участниками занятий народных сказок, которые они знают (если не знают, то несколько небольших

    сказок рассказывает ведущий, либо ведущий просит к следующему занятию прочитать несколько волшебных сказок). В ходе обсуждения сказок вычленяется основное их ядро: герой попадает в сложную ситуацию, проходит ряд трудных испытаний, встречаясь с различными персонажами, и выходит победителем. На основе вычлененного ядра (формулы волшебной сказки) участниками сочиняется волшебная сказка, в которой может быть произвольное количество персонажей.

    Затем сказка разыгрывается, причем участники при каждом новом проигрывании меняются ролями, импровизируют текст своих героев. В ходе игры персонажи, воспринимаемые ранее как отрицательные (Баба-Яга, Змей-Горыньгч и др.), могут трансформироваться, становиться помощниками героя. Кроме того, знание законов волшебной сказки может помочь этим героям «превратиться» в других (например, Баба-Яга может быть заколдована, при расколдовывании стать доброй бабушкой и др.)

    Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей (они могут быть сделаны из подручного материала) воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования (гибкого, вариативного) в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» (потустороннего) и «темного» (потустороннего) миров, а на основе этого - и целостность собственной личности, включающей в себя и «светлые» и «темные» стороны.

    Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок дает возможность вычленить способы, формы, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуаций. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развернутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причем тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник,становясь «героем» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Также, в процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра являете достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общая ее канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование национального самосознания у дошкольников

    Подготовила :

    воспитатель МБДОУ «детский сад комбинированного вида №2 «Улыбка»

    Матросова С.В.

    В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности процесса воспитания дошкольников, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания дошкольника.

    Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

    Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта.

    Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай (исторически закрепленная в социальном опыте людей форма поведения человека в конкретной ситуации), включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.

    При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно

    происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок. Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.

    Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.

    Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки. В ходе работы с волшебной сказки участники могут сознательно или бессознательно разобраться в собственных страхах, персонифицированных образах, например, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея- Горыныча, Чудовища и т. д.

    Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символически принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных», так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.

    Работа со сказкой может выглядеть следующим образом. Рассказ участниками занятий народных сказок, которые они знают (если не знают, то несколько небольших

    сказок рассказывает ведущий, либо ведущий просит к следующему занятию прочитать несколько волшебных сказок). В ходе обсуждения сказок вычленяется основное их ядро: герой попадает в сложную ситуацию, проходит ряд трудных испытаний, встречаясь с различными персонажами, и выходит победителем. На основе вычлененного ядра (формулы волшебной сказки) участниками сочиняется волшебная сказка, в которой может быть произвольное количество персонажей.

    Затем сказка разыгрывается, причем участники при каждом новом проигрывании меняются ролями, импровизируют текст своих героев. В ходе игры персонажи, воспринимаемые ранее как отрицательные (Баба-Яга, Змей-Горыньгч и др.), могут трансформироваться, становиться помощниками героя. Кроме того, знание законов волшебной сказки может помочь этим героям «превратиться» в других (например, Баба-Яга может быть заколдована, при расколдовывании стать доброй бабушкой и др.)

    Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей (они могут быть сделаны из подручного материала) воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования (гибкого, вариативного) в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» (потустороннего) и «темного» (потустороннего) миров, а на основе этого - и целостность собственной личности, включающей в себя и «светлые» и «темные» стороны.

    Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок дает возможность вычленить способы, формы, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуаций. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развернутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причем тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник,становясь «героем» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Также, в процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра являете достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общая ее канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.


    ДОКЛАД к методическому объединению
    «Воспитание патриотических чувств дошкольников посредством восприятия творчества скульпторов родного края»
    на тему:
    «Формирование основ национального самосознания
    у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края»

    В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание любви к своей Родине, к своему краю – задача чрезвычайно важная и сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста. Дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
    Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию. Но сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь к Родине может сформироваться или без какой познавательно-эмоциональной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами, красотой её и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
    Значит базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
    Внимательные наблюдения за детьми, изучения их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний, а его интересы связаны с настоящим, а то и с будущим.
    «Уважение к прошлому, вот черта отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин).
    Эмоционально - нравственной «почвой», на которой в дошкольном возрасте должны осуществляться «посев» и возделывание познавательных способностей ребёнка, должно быть воспитание гуманного отношения к окружающему миру, стремления познавать, чтобы не нарушить, не причинить вреда, а напротив помочь, сохранить улучшить.
    «Программа воспитание ребёнка - дошкольника» (г. Чебоксары 1995г.) под руководством О. В. Драгуновой, в которой раскрывается национальный аспект, указывается, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает первые представления о своей этнической принадлежности. У него формируется основы национального самосознания. Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру родного края. Приобщение ребенка к миру культуры - это формирование мотивационно - ценностного отношения к традиционной культуре родного народа, кросс - культурной грамотности, этносообразное деятельно - практическое освоение художественной культуры в разных видах деятельности.
    «Ядром» знаний ребенка об окружающем его мире является знания о родном крае, его природе и культуре народов республики. Они являются основой формирования у ребенка любви к родному краю.
    Сегодня мы на многое начинам смотреть по - иному. Многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего города.
    С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знаком с родным городом.
    Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу, гордости за него необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться.
    Так родилась идея проекта «МОЙ ГОРОД»: посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному городу. Ведь наследование нравственных и эстетических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть естественный и верный способ патриотического и духовного воспитания.
    Для реализации проекта «МОЙ ГОРОД» изучила программу под руководством О. В. Драгуновой «Программа воспитание ребенка - дошкольника». Данная программа эффективна для реализации проекта, что даёт возможность изучению родного края с первой младшей группы. И с каждым годом ребенок узнает все больше нового о своем городе.
    Была разработана система ознакомления дошкольников с родным городом:
    История города (его прошлое и настоящее)
    Культура чувашского народа. Знаменитые люди Чувашии.
    Памятные места и достопримечательности города.
    Задача, которую я поставила перед собой, предполагает отбор впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему:
    - природа, мир животных;
    - труд людей;
    - традиции;
    - общественные события.
    Знания о городе, полученные детьми в различных видах деятельности, в том числе и в познавательно-практической, увлекают детей, побуждают к дальнейшему познанию своего города и способствуют возникновению чувств гордости за свой город и народ, живущий в нем, становлению у детей собственно-активной жизненной позиции в стремлении дальнейшего благоустройства и развития родного города.
    Для реализации проекта была разработана модель деятельности, которая включает в себя различные пути:
    Создание макета микрорайона
    разработка «Маршрута выходного дня»
    сбор фотографий достопримечательностей города
    анкетирование родителей
    чтение художественной литературы
    организация и проведение тематического праздника с посещением библиотеки
    создание информационных стендов для родителей «Мы и наш город».
    Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод: ребята свободно ориентируются на территории вокруг детского сада, знают названия улиц и в честь кого они названы. Вместе с родителями дети посетили достопримечательности родного города и запечатлели это на фото, получили имеющиеся знания родителей о памятниках. Мы посетили мероприятие в библиотеке, где детей познакомили с народными праздниками, традициями чувашского народа. А также прочитали много художественной литературы про знаменитых людей, кому установлены монументы и памятники в нашем городе, узнали историю города Чебоксары.


    Приложенные файлы

    осознанием общественных ценностей дети начинают гордиться профессиональными успехами своих родителей, их место в обществе . При этом, как отмечают психологи, у детей старшего дошкольного возраста общественно важные мотивы преобладают над личностными.
    По мнению ученых, уже в конце дошкольного возраста ребенок оказывается способным осознавать и себя саму и то место, которое она в настоящее время занимает в жизни.
    В научных разработках А. Кононко определена роль и место самосознания в жизни дошкольника. Подчеркивая важность зарождения у него самосознания именно в этот период, исследовательница отмечает, что он (ребенок дошкольного возраста - И. Г.) сознательно относится к своему поведению, переживаний, мыслей; овладевает элементарным умением производить эмоционально-смысловые оценки своих возможностей. . . , У него формируется определенное представление о себе как индивидуальность и общественное существо ».
    Несмотря на то, что в период старшего дошкольного возраста происходит формирование тех черт характера, которые и определяют личность, а также основ сознания и самосознания, считаем, что этот возраст имеет исключительную важность для формирования у детей основ национального самосознания. По мнению И. Матюши, уже ". . . с первых дней своей жизни дети впитывают то национальный и социальный дух, который формирует в них типичные личностные черты и качества, присущие своему, а не другому народу "
    Реализация программы национального воспитания в дошкольных учебных заведениях требует учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста. В соответствии с этим следует организовывать и проводить учебно-воспитательный процесс. Именно здесь на помощь приходят разработанные отечественными и зарубежными учеными различные теоретические положения о непрерывности, поэтапность и преемственность воспитательного процесса.
    А. Вишневский в процессе становления национального же усвидом¬лення выделяет три этапа. Первым из них он называет этап раннего этнически-территориального самосознания (этнизация). В этот период, по мнению ученого, закладывается "корни патриотизма". Считаем, что есть все основания квалифицировать этот процесс как становление первооснов национального самосознания. Согласно теории А. Вишневского , именно во время первого этапа происходит осознание ребенком своей этнической принадлежности. Уже с первых дней жизни ребенок формируется под влиянием материнского языка, колыбельной песни, бабушкиной сказки. Подрастая, она участвует в народных праздниках и обрядах, усваивает народные песни, вовлекается в процесс народного творчества и др. Дети дошкольного возраста являются активными участниками народных жизненных действа (коляда, поздравления, гаевки, писанки, вертеп и т.д.). Традиции, обычаи и обряды имеют глубокое влияние на воспитание, и не только национальное, так как они всегда поддерживаются силой общественного мнения и периодически повторяются. В семье и школе дети усваивают уважительное отношение к выдающихся украинских исторических и культурных деятелей, уважение к идеалам, за которые они боролись, участвуют в чествовании их памяти.