Российская ссудная казна или история Госхрана. Ссудная казна

Строение возвели в период с 1913 по 1916 годы. Проект, одобренный лично императором Николаем II, выполнили архитекторы и Владимир Александрович Покровский.

Роскошный по исполнению дом-терем построили в духе лучших традиций изящного древнерусского зодчества. Работы приурочили к празднованию трехсотлетнего юбилея царского Дома Романовых.

Внешние контуры здания Ссудной казны зрительно напоминают роскошно исполненную старинную шкатулку. Изящная лепнина и витиеватый декор, которые использовали русские зодчие при оформлении первых царских палат на Руси, притягивают взгляд прохожих.

Стоит отметить, что творение более напоминает стиль не величественного ампира или классицизма, а «нарышкинского» барокко.

Ссудная казна в Москве продолжила устоявшиеся традиции, которые были присущи первым подобным заведениям, созданным после середины восемнадцатого столетия в городе Санкт-Петербурге.

Главное назначение этих учреждений состояло в выдаче денежных средств в кредит, под залог материальных ценностей: золота, серебра или оригинальных украшений. Именно ссудные кассы заложили основу банковского дела на Руси.

Собственного бюджета у государственной ссудной казны не было, а ее функционирование обеспечивалось за счет установленной процентной ставки, составлявшей в ту пору 5% годовых.

Изначально, учреждение начали открывать, дабы потеснить обнаглевших ростовщиков и таким образом помочь нуждающимся.

История Ссудной казны в Настасьинском переулке, 3 в городе Москве непродолжительна. Пришедшие к управлению страной в 1917 году большевики сразу национализировали заведение. Чтобы ничто не напоминало о былом назначении здания, с его шпиля была демонтирована эмблема императорского двора, которая, впрочем, к настоящему времени уже восстановлена.

Стоит отметить, что внутреннее убранство помещений практически не пострадало в годы Советской власти: из интерьеров, дизайнером которых являлся художник Иван Яковлевич Билибин, убрали лишь портретные изображения бывших правителей Российской Империи.

В первые годы правления новых хозяев страны, в здании Ссудной казны разместился Гохран (государственное хранилище). Именно в эти помещения свозили конфискованное имущество из культовых заведений города и особняков богатых горожан. Кроме этого, здесь хранились шедевры московского Кремля.

Со временем здание перешло в ведение Госбанка, а затем и Центробанка.

Интересно, что до 2002 года сюда привозили все вновь отпечатанные российские банкноты и помещали в местное хранилище. Затем, при надобности, их пересчитывали в помещениях верхнего этажа и далее уже отправляли по всей стране.

Если свернуть с Тверской в Настасьинский переулок, что напротив Английского клуба, то совсем скоро можно увидеть нарядное здание со множеством декоративных деталей на фасаде. Не включить его в мою коллекцию просто невозможно. Тем более, что удалось снять его целиком, хотя переулок довольно узкий. Дом этот выглядит совершенно сказочно, ничего похожего в самом центре Москвы нет. Формально в оформлении здания используются мотивы русского зодчества, так называемый неорусский стиль, но присутствуют и элементы других стилей. Левое и правое крылья здания напоминают терема с лазурными стенами. Углы здания облицованы рельефной кладкой, под названием бриллиантовый руст. Прекрасный образец эклектичного стиля...

1. Надпись на фронтоне здания "Российская ссудная казна" говорит о его назначении, указаны и годы строительства. Здание было построено по проекту архитекторов В.А. Покровского и Б.М. Нилуса в 1913-1916 годах, до этого спроектировавших здание Госбанка в Нижнем Новгороде. Здание стало своеобразным памятником 300-летию Дома Романовых, а проект был лично одобрен императором.

2. Здание симметричное, ось симметрии проходит через высокую шатровую башню, венчающую крышу здания, и фигурный золоченый шпиль над входным крыльцом. Изначально на шпиле красовался двуглавый орел, но всех двуглавых орлов на фасаде сбили после революции и восстановили только после 1991 года, кроме орла на шпиле.

3. Ссудной казной в дореволюционное время называли кредитное учреждение. Казна давала ссуды суммой до тысячи рублей на время 12 месяцев с 6% в год. В залог можно было отдать золото, серебро или ценные вещи.

4. Теперь рассмотрим подробно живописные детали здания.

5. Верх здания украшен резным орнаментом, рельефами гербов России и Георгия Победоносца.

6. Бриллиантовый руст и полуциркульные окна напоминают об итальянском ренессансе.

7. По краю фигурной кровли крыши - двуглавые орлы с коронами.

9. На фасаде под годом постройки и надписью расположены оригинальные восьмиугольные оконца - отсыл к барокко.

11. Капители колонн шатрового крыльца.

12. Окна первого этажа.

13. Окна второго этажа с "гирькой" - русский стиль.

14. Чердачные окна.

17. После революции ссудная касса была закрыта, и здание занял Наркомат внутренних дел. По окончании гражданской войны в доме разместился Гохран (Государственное хранилище ценностей Наркомфина), куда из национализированных поместий и особняков свозились на хранение не только ювелирные изделия и драгоценные металлы, но и прочие ценности того времени. С 1941 года в доме находится Госбанк, в XXI веке - Центробанк. Но уже рассматриваются проекты создания здесь своеобразного музея истории денег.

Росписью интерьеров занимался художник И.Я. Билибин, один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн. Далее

на зеркальном поле диска – рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, над ним вдоль канта – надпись полукругом: "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ", обрамленная с обеих сторон сдвоенными ромбами, внизу под гербом: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора, внизу в центре в три строки – надпись: "БАНК РОССИИ", номинал монеты: "3 РУБЛЯ", год выпуска: "2016 г.".

Реверс

на зеркальном поле диска – рельефное изображение здания Ссудной казны, внизу на фоне декоративного элемента, повторяющего узор на фасаде здания, – надпись: "МОСКВА", вверху слева вдоль канта надпись: "ЗДАНИЕ ССУДНОЙ КАЗНЫ".

Авторы

Художники: Е.В. Крамская (аверс), С.А. Козлов (реверс).
Скульпторы: А.А. Долгополова (аверс), Э.А. Тользин (реверс).
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).
Оформление гурта: 300 рифлений.

Дата выпуска: 01.08.2016
Каталожный номер: 5111-0339

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

Серия: Памятники архитектуры России

Здание Ссудной казны в Настасьинском переулке, г. Москва

Каталожный номер: 5111-0339

Здание Ссудной казны ‑ достопримечательность в Москве, находится в Настасьинском переулке и является объектом культурного наследия федерального значения.

Здание, построенное по проекту архитектора В.А. Покровского и инженера Б.М. Нилуса в 1913 ‑ 1916 годах, выдержано в неорусском стиле, состоит из двухэтажного квадратного корпуса, выходящего фасадом в переулок, и примыкающих к корпусу прямоугольных кладовых. Здание Ссудной казны венчает высокая шатровая кровля с башенкой и шпилем. Фасад здания украшен множеством декоративных деталей. Нижняя часть здания облицована гладким и алмазным рустом, в верхней части фасада присутствуют белокаменные гребни, двуглавые орлы, узорный барельеф. Под окнами на центральной части фасада расположена надпись «РОССИЙСКАЯ ССУДНАЯ КАЗНА» и даты постройки – «1913 – 1916». Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина. Популярность неорусского стиля в архитектуре этого времени связана с празднованием в 1913 году 300-летия дома Романовых. Московская Ссудная казна была учреждением, фактически выполнявшим функцию ломбарда. В 1920 году здание отошло к новообразованному Государственному хранилищу ценностей (Гохрану). С 1941 года в здании Ссудной казны находился Госбанк СССР. В настоящее время в здании располагаются структурные подразделения Центрального банка Российской Федерации.

Сначала казначейства работали при воспитательных домах, не для обогащения воспитательного дома, но человеколюбия ради, к помоществованию терпящим нужду.

Собственных капиталов у этих заведений не было - источником ссуд служили капиталы сохранной казны под 5% годовых. При этом Московская ссудная казна выдавала ссуды на сумму до 1 000 рублей сроком на 12 месяцев под 6% годовых и под залог золота, серебра или ценных вещей. Так зарождалась привычная нам банковская система.

Здание ссудной казны в Настасьинском переулке в Москве стало памятником 300-летию Дома Романовых. Его построили в 1913-1916 годах мастера исторической стилизации В.А. Покровский и Б.М. Нилус.

Путеводитель по архитектурным стилям

Среди архитекторов иногда упоминают Владимирова. Проект здания утверждал лично император. Зодчие использовали во внешнем убранстве ссудной казны мотивы русского зодчества второй половины XVII века.

Фасад облицован гладким и алмазным рустом с декоративной резьбой. Венчает постройку башенка со шпилем. На ней раньше размещался двуглавый орел. Вход в здание ссудной казны украшает шатровая сень. Симметричная композиция повторяет принцип, который В.А. Покровский использовал для аналогичного здания в Нижнем Новгороде.

Внутреннее оформление соответствовало внешнему: операционные залы, парадная лестница и вестибюль украсили лепнина и роспись по эскизам Ивана Билибина. А билибинского двуглавого орла с коронами не только многократно повторили в декоре интерьеров и фасада здания, но и сделали символом Госбанка. Он до сих пор присутствует на денежных знаках России.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Здание в Настасьинском строили для ссудной кассы, но в Советское время здесь разместилось Государственное хранилище ценностей (Гохран). Сюда свозили конфискат. Привозимое не успевали описывать и размещать. И многое быстро и дешево продавали за границу.

Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без справы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...

Здание ссудной казны используется для банковских нужд и сейчас - здесь, в самом большом несгораемом хранилище в Москве, размещается хранилище Центробанка.

Запоминающееся здание в Настасьинском переулке было выстроено в 1913-1916 годах для Ссудной казны по проекту выдающегося архитектора В.А. Покровского, одного из основоположников неорусского стиля. Его архитектурное решение близко к решению здания Государственного банка в Нижнем Новгороде, выстроенного Покровским незадолго до этого (также совместно с Б. Нилусом, много строившим для банков).

Московская Ссудная казна была учреждением, фактически выполнявшим функции ломбарда: она выдавала краткосрочные ссуды на сумму до 1 тыс. руб. сроком на 12 месяцев из 6% годовых под залог золота, серебра или ценных вещей.

Стилистику здания определило широко отмечавшееся в 1913 г. 300-летие дома Романовых. Архитектор создал узнаваемый образ, стилизуя (и иногда почти напрямую цитируя) образы архитектуры нарышкинского стиля с характерными белокаменными деталями - к ним отсылают наличники второго этажа с висячими гирьками, «лежачие» окна и белокаменные гребни, завершающие аттик, украшенный двуглавыми орлами, чередующимися с московским гербом. Алмазный руст на фасаде, вероятно, цитирует знаменитую церковь Знамения в Дубровицах, однако общая симметрия фасада создает образ репрезентативного общественного здания. Эффектный силуэт здания формируют также венчающая его небольшая башенка со шпилем и шатровая сень над входом, особенно интересные в ракурсах, открывающихся со стороны Тверской ул. Под окнами на центральной части фасада расположена стилизованная надпись «Российская ссудная казна» и даты постройки - 1913-1916.

Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина. Нарисованный им двуглавый орел с коронами, многократно повторенный как в росписях интерьеров, так и в белокаменном оформлении фасада, стал одним из символов Государственного банка и печатался на денежных купюрах.

В 1920 г. на базе Московской ссудной казны декретом СНК было создано Государственное хранилище ценностей (Гохран), в целях создания единого аппарата для учета и хранения ценностей вещного характера, изъятых из ликвидированных торговых предприятий (производивших торговлю ими), из банков (где ценности находились в виде вкладов на хранении или в сейфах), из частных городских и казенных ломбардов.

Украшавшие здание двуглавые орлы были сбиты (их восстановили только в постсоветский период).

О жизни здания в это время сохранилось красочное свидетельство Г.А. Соломона, привлеченного к реализации национальных ценностей: «Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Все было свалено кое-как вместе... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...»

С 1941 года здание занимает Госбанк , ныне Центробанк .