Урока биологии на тему «Класс птицы. Урок по биологии "класс птицы" III

План урока биологии 7 класс

учитель биологии МБОУ СОШ №1 Секизян Н. В.

Тема: «Размножение и развитие птиц».

Цели и задачи:

Закрепить знания об особенностях строения внутренних органов и систем в связи с полетом;

Сформировать знания об особенностях строения половой системы птиц, строении яйца, типах их развития;

Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи при проведении практической работы, наблюдать, делать выводы, выделять главное;

Осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Расширение кругозора учащихся за счет использования дополнительного материала, информации сети Интернет, научной литературы;

Выявление межпредметных связей при изучении темы.

Оборудование: Иллюстрированная презентация по теме «Птицы. Размножение птиц». Оборудование, необходимое для проведения лабораторного практикума: яйца куриные, утиные, голубиные, перепелиные, сырое куриное яйцо чашка Петри, лупа, пинцет.

Тип урока: комбинированный с практической направленностью.

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, практический.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Обобщение пройденного материала по теме птицы осуществляется в виде игры “Лабиринт”. В предложенном лабиринте, начиная с клетки № 1, необходимо найти правильный путь, соглашаясь или не соглашаясь с утверждениями. Передвигаясь по клеткам, дойдите до № 25. Какие еще верные утверждения, не встретившиеся на вашем пути по лабиринту, имеются в схеме?

2. На основании выбранных вами признаков можно сказать, что птицы являются универсальным летательным аппаратом. Желание подражать многим живым организмам у человека существовало с давних времен. Не обошло это и птиц. Выдающийся художник, анатом, конструктор эпохи ренессанса – Леонардо Да Винчи 500 лет тому назад пытался подражать птицам. Это стремление не прошло даром. (Сообщение учащегося, презентация).

3. Помните как в монологе Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» - «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». А почему же птицы способны летать. Мы с вами выделили особенности внешнего и внутреннего строения птиц связанные с полетом. Оказывается, кроме перечисленного, полету способствуют и некоторые законы физики и аэродинамики. (Сообщение учащегося – практический опыт).

II. Изучение нового материала.

Органы размножения птиц (рассказ учителя).

Когда мы изучали особенности строения органов и систем мы выделяли и особенности строения репродуктивной системы. Выделяли, что она представлена семенниками и яичниками. Семенники представляют собой пару бобовидных тел, расположенных над верхней долей почек. Величина семенников меняется по времени года. К периоду размножения объем семенников увеличивается. Например, у скворца в 15 раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.

\ Документы \ Для учителя химии и биологии

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Использованы материалы сайта Караваевской муниципальной средней общеобразовательной школы http://www.kosnet.ru/~ipkar/pedagog.htm Острекова Марина Владимировна Учитель высшей категории Учитель биологии Караваевской средней школы Победитель районного конкурса «Учитель года 2002», призер областного конкурса «Учитель года 2002»

Разработка урока по биологии в 8 классе по теме: "Птицы"

Цель урока: показать особенности внешнего строения птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом.

Оборудование:

* чучела птиц; * лупы; * таблицы "Тип хордовые", "Класс птицы"; * д/ф "Охрана вод"; * нефть; * два стеклянных стакана с водой; * инструктивные карточки к лабораторной работе; * таблички с терминами, выставка книг.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Отрывок из поэмы Р. Рождественского "210 шагов". "Историческое отступление о крыльях".

Чудо полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет - это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня.

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой животных. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

Итак, мы начинаем изучать класс Птицы. Сегодня мы должны выявить черты внешнего строения птиц, позволяющие им летать.

2. Запись темы урока в тетрадях учащихся. Класс Птицы. Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.

Что же позволяет птицам летать? Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и легким? Птицы - хорошо знакомые вам существа. Поэтому вы без труда ответите на поставленные вопросы. (Заслушиваются индивидуальные ответы учащихся, заранее подготовленные, с использованием таблиц, чучел птиц, а так же дополнения учителя.)

У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие маховые перья. (Демонстрируются перья) Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которые образованы густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные перья, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

III Лабораторная работа №4.

1. Выполняется по инструктивной карточке (см, приложение) с использованием § 53 учебника, наборов перьев, чучел птиц.

2. 2. Формулируются выводы по пунктам инструктивной карточки.

Вывод: внешнее строение птицы позволяет ей освоить воздушную среду обитания и делает полет привычным и непринужденным.

IV Экологическая страничка.

(Выступления учащихся по заранее данному заданию с демонстрацией опытов).

Первое выступление. Нефть. Никто не станет спорить, что она необходима человечеству. И никто не стонет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в воду, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. В результате всех этих случайностей миллионы тонн нефти оказываются в воде. Страдает мировой океан и его жители, страдают птицы. Морские птицы покрыты густым слоем перьев. Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает структуру перьев. Проводится эксперимент. В стакан с водой наливается нефть (на поверхности образуется тонкая пленка) и опускается перо птицы. Чистое перо легко восстанавливает свою целостность. Если отделить бороздки друг от друга, то после легкого поглаживания, которое птица может сделать клювом, целостность пера восстанавливается. У пера, покрытого нефтью, бороздки слипаются, и восстановить прежний вид пера невозможно. (Демонстрируется кадр д/ф с изображением гагары, перья которой слиплись от нефти).

Второе выступление. Вид покрытых нефтью птиц ужасает. Перья больше не защищают птиц от охлаждения. Вдобавок, у птиц нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птицы глубже погружаются в воду, и часто уже не может добыть себе пищу. Проводится эксперимент. Попробуем смыть нефть с перьев птицы водой - ведь у птиц это единственное средство. Ничего не получилось. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Но несчастное существо еще долго может плавать с сердцем, бьющимся в два раза чаще, для того, чтобы компенсировать потерю тепла. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием небольшого количества нефти, которая действует как яд.

В США уже несколько лет действует центр по спасению птиц. Добровольцы вылавливают измазанных в нефти птиц и по 10-15 раз моют их в ванне с мыльным раствором. Отмытых от налипшей нефти птиц возвращают в природу, но лишь немногие могут перенести чистку и плен. Один из сотрудников центра рассказывал о спасении небольшой птицы - крапивника, попавшего в нефтяной плен. "Его сердце громко стучало от страха. Мы боялись, что он погибнет. Но он выжил. Когда его выпустили, он взлетел на высокую ветку и принялся хрипло кричать. Не думаю, что он благодарил нас, скорее "ругался", но все равно его крик был прекрасен". На этой немного грустной ноте мы заканчиваем наш урок.

Приложение 1.

1. Американский орнитолог Р. Питерсон о Клюве птицы. "Клюв заменяет птице руку. С его помощью она хватает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими манипулирует. Клюв служит и инструментом - молотком, долотом, клещами, кусачками, секатором; щипцами для колки орехов, крючком, копьем, ситом и доже (у пеликанов) рыночной кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок и свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают добычу и даже обороняются". 2. Американский натуралист Уилс Брэдбери: "Перья - вот единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу". 3. Леонардо да Винчи. "Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством". Крыло - это весло птицы "которым она плывет по воздушному океану" 4. Таблички с терминами к лабораторной работе на магнитной доске: надклювье, подклювье, цевка, контурное перо, ствол, очин, опахало, бородки. 5. Инструктивная карточка к лабораторной работе.

Приложение 2.

Лабораторная работа "Внешнее строение птицы, строение перьев"

1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост. Установите, как они соединены между собой? 2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения. 3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. 4. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров. 5. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых крыльев, подсчитайте их число. 6. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отходящие от ствола.

7. Зарисуйте строение контурного махового пера в тетради и подпишите названия его основных частей. 8. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей. 9. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте записи в тетради.

Конспект урока биологии для 8 класса

коррекционной школы VIII вида

по теме "Размножение и развитие птиц"

Учитель-дефектолог, олигофренопедагог

Гимаева Ирина Мунировна,

ГБС(К)ОУ «Чистопольская С(К)ОШ № 10 VIII вида»

Предмет : биология.

Класс : 8.

Раздел программы : Птицы.

Тема урока : Размножение и развитие птиц.

Цель урока : сформировать представление о размножение и развитие птиц.

Задачи урока :

Коррекционно-образовательные:

    обобщить знания, полученные на прошлых уроках;

    расширить кругозор и познавательный интерес учащихся.

Коррекционно-развивающие:

    развивать устную монологическую речь учащихся при ответах на вопросы учителя;

    составлять связные высказывания о размножении птиц;

    развивать аналитическое мышление при сравнении птиц с пресмыкающимися;

    развивать произвольное внимание при выполнении заданий с использованием карточек и электронного пособия.

Коррекционно-воспитывающие:

    прививать любовь к природе;

    воспитывать бережное отношению к птицам;

    развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.

Оборудование: мультимедийное оборудование; ноутбук; видеофрагменты: «Образование яиц», «Развитие зародыша в яйце», «Кукушонок», «Кормление кукушонка», «Страус»; презентация; на каждую пару: сырые яйца, чашка Петри, препаровальные иглы, лупы, пинцеты, карточки для индивидуальной работы.

Тип урока - комбинированный

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи, практикум.

Методы обучения и методические приемы: проблемно - поисковый , рассказ, беседа, работа с карточками и компьютером.

Формы работы: в парах , индивидуальная.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

Слово учителя.

Слушают учителя.

2. Постановка целей и задач урока.

Реализует методический прием» «Знаем - Хотим узнать - Узнали».

Учащиеся совместно с учителем определяют задачи урока

3. Проверка ранее изученного материала.

Знакомит с заданиями. 1. Установите верное соответствие . 2.Индивидуальные задания по карточкам. Проверяет правильность выполнения.

Выполняют фронтально.

Выполняют самостоятельно

4. Изучение нового материала.

1. Рассказывает с применением мультимедийной установки. 2. Показывает видеофрагмент.

Слушают учителя. отвечают на вопросы. Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопросы. Определяют, где у птиц образуются яйца.

Задание 1.

Знакомит с целью лабораторной работы. Контролирует выполнение задания. Проверяет на мультимедийном экране.

Знакомятся с инструкцией. Выполняют задание, работаю по карточкам: делают надписи к рисунку и формулируют вывод.

Задание 2.

Сообщение учащегося о гнёздах птиц.

Показ видеофрагмента о развитии зародыша в яйце. Беседа.

Сообщение учащегося о гнездовых и выводковых птицах.

Даёт задание по карточке. Проверяет усвоение материала.

Сообщение учащегося о заботе птиц о своём потомстве. Показ видеофрагментов о кукушке и страусе.

Слушают ученика. Отвечают на вопросы. Ученик читает стишок о правилах поведения в лесу.

Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы.

Слушают ученика. Отвечают на вопросы.

Работают с перфокартой. Сравнивают между собой выводковых и гнездовых птенцов.

Слушают сообщение учащегося о кукушке с использованием слайда презентации.

5.Закрепление изученного материала

Задание 3.

Работа с мультимедийной установкой. Проверяет работу.

Выполняют тестовое задание по карточкам.

6. Рефлексия. Итог урока.

Подводит итоги урока. Помогает делать вывод. Реализует методический прием» «Знаем - Хотим узнать - Узнали». Контролирует работу учащихся.

Заполняют анкету. Записывают д/задание.

Ход урока

    Орг. момент

Добрый день, ребята! Сегодня с вами продолжим изучение темы «Птицы» .

Из предложенного перечня выберите, что вы знаете, что хотели бы знать. (Слайд 2).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Внешнее строение птицы.

2. Внутренне строение птицы.

3. Черты приспособления к полету.

4. Строение и виды перьев.

5. Особенности размножения и развития птиц.

После заполнения таблицы дети вместе с учителем формулируют цель урока и задачи урока: (Слайд 3)

    Изучить образование яйца птицы

    Изучить строение яйца птицы

    Рождение и развитие птенцов.

Прежде, чем отправиться в путь за новыми знаниями, проверим, как вы усвоили пройденный материал.

    Повторение пройденного материала.

Цель: проверить учащихся, как усвоили материал по теме: «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц» и убедиться, что готовы изучать новый материал.

    Установите верное соответствие. (Слайд 4)

(Фронтальный опрос).

    Индивидуальные задания по карточкам. (Слайд 5)

Проверка правильности выполнения задания.

3. Изучение нового материала.

Цель: углубить свои знания по теме «Птицы». Продолжить выявлять особенности в размножении и развитии птиц.

Внимательно слушайте рассказ.

а) Образование яйца в организме птицы

Самки птиц откладывают яйца, которые образуются у них в яичнике. Яйца развиваются не все сразу, как у пресмыкающихся, а по одному. Если бы они развивались все одновременно, то самки не могли бы летать.

Яйца птиц различаются по величине и окраске. (Слайд 6).

ассказ учителя с применением мультимедийного экрана, показом видео «Образование яиц ) .

- Для того, чтобы лучше узнать строение яйца, проведём лабораторную работу. (Слайд 7).

- Вспомним правила техники безопасности при проведении лабораторных работ.

Инструктаж:

Требования безопасности перед началом лаб. работы:

    Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование.

    Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы.

    Получить учебное задание у учителя.

Требования безопасности во время лаб. работы:

    Выполнять все действия только по указанию учителя.

    Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части оборудования не направляйте к соседу по парте

    Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами.

    Соблюдать порядок и дисциплину.

Требования безопасности по окончании занятий

    Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность

- Ознакомимся с порядком проведения лабораторной работы.

(Параллельно чтению инструкции выполняется лабораторная работа.)

Инструктивная карточка.

Тема: Изучение строения куриного яйца.

Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования.

Оборудование: лабораторные инструменты, живой объект.

Ход работы:

1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто? (Скорлупой )

2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри.

3. Рассмотрите белок и желток . Найдите в белке плотные шнуры -

канатики . От какой части яйца они отходят?

4. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко - зародышевый диск или зародыш . Где он расположен?

5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь? С помощью ручной лупы найдите в скорлупе маленькие отверстия - поры.

6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку .

7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру .

Словарная работа : скорлупа, белок, желток, канатики, зародышевый диск (зародыш), подскорлуповая оболочка, воздушная камера.

Задание 1. Работа по карточкам.

Проверка на мультимедийном экране (Слайд 8).

Задание 2. Работа по карточкам.

. Сформулируйте вывод о строении яйца:

Снаружи яйцо покрыто твёрдой _____________________________ .

Внутри яйца находится _______________ и _____________________ .

Желток находится в середине белка благодаря ________________________.

На поверхности желтка имеется беловатое пятнышко, это - _________ .

Под скорлупой находятся два слоя __________________ ___________.

В тупом конце яйца образуется ___________________ _____________.

Проверка на мультимедийном экране (Слайд 9).

Сообщение учащегося о гнёздах птиц . (Слайд 10).

Весной воздух пронизывается весёлым птичьим шумом и гамом. Возвращаются птицы с зимовки, чтобы заняться самым главным делом - выведением своего потомства.

Перед откладкой яиц большинство птиц строит гнезда. Одни из птиц гнездятся на земле, другие на деревьях и кустарниках или среди камней. Грачи, например, строят гнезда на деревьях. Они таскают прутья, небольшие ветки, складывают их, и получается широкая корзина. Внутри гнездо грачи выстилают перьями, сухими стебельками травы. В отличие от грачей чибисы делают гнездо на земле - углубление в почве выстилают сухими травинками и соломинками.

Беседа о помощи птицам, о поведении в природе.

Некоторые птицы не строят гнёзда, и тогда им на помощь приходят люди. Скворцы, синицы, воробьи, стрижи с удовольствием поселяются в деревянных домиках. (Слайд 11)

Время выведения потомства - особый период для всех животных. В это время запрещена охота на птиц и зверей, в лесу нужно соблюдать определённые правила поведения. Какие правила поведения в лесу вы знаете? (Слайд 12).

Ученик читает стих о правилах поведения в лесу. (Слайд 13).

Отложенные яйца птицы насиживают, согревают теплом своего тела. Под влиянием тепла внутри яиц развиваются зародыши. Желток и белок служат им источником пищи и воды. Дышат зародыши кислородом воздуха, который поступает через поры в скорлупе яиц. Птенцы развиваются быстро. У грачей, например, они выклёвываются из яиц через 17-18 дней после начала насиживания, у кур - через 21 день. (Слайд 14)

Показ видеофрагмента о развитии зародыша в яйце. Беседа по вопросам:

За счёт чего питается зародыш? - Что служит источником воды для зародыша? - Какие условия необходимы для развития зародыша?

Сообщение учащегося о гнездовых и выводковых птицах. (Слайды 15-17)

У гнездовых птиц птенцы появляются на свет слепыми, голыми, беспомощными (у грачей, воробьев, ласточек, дятлов).

Родители приносят различных насекомых, личинок и суют их в широко раскрытые рты птенцов.

Благодаря заботе родителей птенцы быстро растут и вскоре вылетают из гнезд.

У выводковых птиц (у уток, гусей, кур) птенцы появляются, на свет зрячими, покрытыми густым пухом.

Такие птенцы, едва обсохнув, могут бежать за родителями. Пищу птенцы склевывают сами, а взрослые птицы помогают лишь найти ее.

Задание 3. Работа по карточкам.

Проверка на мультимедийном экране. (Слайд 18)

Сообщение учащегося о заботе птиц о своём потомстве.

Почему кукушка - плохая мать?

    Кукушка сносит 20 яиц с интервалом в 1-3 дня.

    Не имея своего гнезда, яйца она не высиживает - подбрасывает в гнезда других птиц.

    Сначала она, облетая свои владения, находит подходящее гнездо.

    Потом, затаившись, наблюдает за обитателями выбранного ею жилища.

    А улучив подходящий момент, во время отсутствия хозяев, подкидывает свое яйцо.

    Если гнездо прочное, открытое сверху, кукушка прямо в него откладывает яйцо.

    Если же гнездо расположено в дупле, если имеет вход сбоку, то откладывание яйца происходит на земле.

    Потом, взяв яйцо в клюв, кукушка переносит его в гнездо.

Просмотр видео «Кукушонок», «Кормление кукушонка», «Страус» (youtube.com/watch?v=i7QGu4UkGKo).

Вопрос к фильмам: В чём проявляется у птиц забота о потомстве?

4.Проверка изученного материала (Слайд 20).

5. Рефлексия урока. (Слайд 21).

Цель: подведение итогов урока, домашнее задание, оценка знаний.

Заполнение колонки «Узнал» в таблице первого этапа урока. Сравнение колонки «Хочу узнать», «Узнал» и вывод.

Домашнее задание: нарисовать рисунок по охране птиц.

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

Доволен / не доволен

Коротким / длинным

Не устал / устал

Стало лучше / стало хуже

Понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Легким / трудным
интересно / не интересно

Список литературы:

1.Биология. Животные. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/А.И. Никишов, А.В. Теремов. - 6-е изд., исправленное. - М.: Просвещение, 2008.- 232с.

2.Пименов А.В, Пименова Е.А. Биология: дидактические материалы к разделу «Животные»,7-8 кл.- 2-е изд.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2006.-160с.

Интернет - ресурсы:

1. images.yandex.ru/yandsearch?text

2. yandex.ru/video/search?text

3. youtube.com/watch?v=RaQZoYAgZj0

4. wildportal.ru/ptitsi/581_ptitsi_2.html

5. v.900igr.net/zip/a960a3f4bea06dd04fac0920b07de8da.zip

6. youtube.com/watch?v=zWF6-0t0SJY

7. mirknig.com/2012/03/31/tishe-pticy-na-gnezdah.html

8. dikiymir.ru/catalog-statei/zoo/114-kukushra.html#ixzz2mQyLsvcK

9. yandex.ru/yandsearch?win=90&clid=2008267- 1000&text=не+разоряйте+птичьи+гнезда

Урок биологии по теме "Размножение и развитие птиц" 7 класс

Цель урока : раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц. На основании сходства зародышей птиц и пресмыкающихся установить родство между этими группами животных.

Образовательные задачи : Расширить и углубить знания учащихся о внутреннем строении птиц, изучить особенности строения половой системы птиц, выявить черты ее приспособленности к полету. Выяснить тип оплодотворения у птиц, как происходит процесс их размножения и развития. Изучить строение яйца птиц и функции его оболочек, а также типы развития птенцов. Выяснить, как птицы заботятся о потомстве и, каково значение этого явления в их жизни.

Воспитательные задачи : Продолжить воспитание эстетических чувств к красоте живой природы (изображения и голоса птиц). Продолжить воспитание культуры умственного труда, формирование познавательного интереса (биологические задачи, сообщения учащихся).

Развивающие задачи : Продолжить развитие памяти, речи, логического мышления и навыков самостоятельной работы, а также развития общеучебных навыков (чтение, подготовка сообщений).

Тип урока : комбинированный

Методы : проблемно-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа в парах.

Оборудование: модель яйца страуса, таблицы “Класс Птицы. Скелет и мышцы голубя”, «Класс Птицы. Внутреннее строение голубя», «Многообразие и экологические группы птиц», "Эмбриональное развитие хордовых", презентация, раздаточный материал, лабораторное оборудование.

ХОД УРОКА 1.Организация класса.

Приветствие, сообщение темы, цели урока, плана работы, отметка отсутствующих.

Цели урока:

    закрепить знания об особенностях строения систем внутренних органов птиц в связи с полётом;

    раскрыть особенности размножения и развития птиц.

(СЛАЙД №1) Содержание урока: (выполнена запись на доске)

1. Внутренние органы птицы.

2. Система органов размножения: органы размножения самца; органы размножения самки.

3. Строение и развитие яйца. (П/р.)

4. Развитие зародыша.

5. Типы развития птенцов.

II. Актуализация знаний:

«Унция опыта и труда стоят больше, чем тонна теории» (Джон Дьюи).

Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населенный лишь одними динозаврами мир, огласился птичьим пением. А ещё через миллионы лет зашагал по земле человек, способный оценить это пение.

(СЛАЙД №2) Поднял человек голову, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками!

(СЛАЙД №3) Поднял человек голову вверх – аиста увидел, который свил гнездо на вершине высокого дуба, как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет!

(СЛАЙД №4) Поднял человек голову вверх – а там орел парит, свободно, легко! «Вот бы и мне так» - подумал человек, соорудил крылья и бросился вниз с колокольни. Не единожды вниз бросался, прежде чем взмыл вверх, опираясь не на силу мускулов, а на силу своего разума. И родилась авиация. Быстрее звука летают самолеты куда там птицам. Но по экономичности полёта пернатые недосягаемые.

(СЛАЙД №5) Синичка на одном грамме жира пролетает 100км!

Оканчивают военные училища молодые штурманы. Корабль, самолет в любую точку земли привести могут.

(СЛАЙД № 6, №7) Но и птицы, возвращаясь к нам после зимовки, находят известные только им ориентиры и приземляются точно на ту же самую поляну, с которой они стартовали осенью!

(СЛАЙД №8) Пернатые прекрасно видят, и мы недаром говорим: «Зоркий как сокол!» Они прекрасно слышат и поют!

(СЛАЙД №9) Без них скучно в осеннем саду, и мы радуемся их возвращению весной. Да что говорить! Птицы – это птицы!

(СЛАЙД № 10) Какие же особенности внешнего и внутреннего строения позволяют птицам летать?

1.Приспособленность птиц к полёту

ПРИЗНАК

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

(СЛАЙД № 11)

Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.

Скелет

(СЛАЙД № 12)

Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.

Мышцы

(СЛАЙД № 13)

Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).

Пищеварительная система (СЛАЙД №14)

Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.

Дыхательная система

(СЛАЙД №15)

Усложнение: появление (вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.

Кровеносная система

(СЛАЙД №16)

4 – камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.

Нервная система

(СЛАЙД №18)

Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.

Органы выделения

(СЛАЙД № 19)

Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).

2 . Особенности строения головного мозга у пресмыкающихся и птиц.

(СЛАЙД № 19) Учитель. Определите, к какому классу животных относятся функции, которые описаны во 2-м и 3-ем столбцах таблицы.

(СЛАЙД №20)

Отдел мозга

Пресмыкающиеся

Птицы

Обонятельные доли

Запах воспринимают с помощью ноздрей и языка

Развиты слабо (кроме киви и падальщиков)

Передний мозг

Хорошо развит, появляются зачатки коры больших полушарий, выработка условных рефлексов

Сильно развит, больше площадь коры больших полушарий, сложные инстинкты.

Мозжечок

Слабо развит

Развит очень хорошо, точная координация движений

Средний мозг

Недостаточно развит

Хорошо развиты зрительные бугры, совершенное зрение.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Органы размножения:

На предыдущем уроке мы узнали о том, что нервная система птиц по сравнению с ранее изученными нами классами позвоночных животных (рыбами, земноводными, пресмыкающимися) высоко развита. Этим мы объяснили большую сложность поведения птиц (выработка условных рефлексов). Но многие действия птиц являются врождёнными, инстинктивными. Таковы, например, особенности поведения, связанные с размножением: образование пары, постройка гнезда, насиживание яиц.

Стимулами к размножению для большинства птиц является достаточное количество корма и продолжительность светового дня. В наших умеренных широтах размножение птиц происходит весной, хотя и в разные сроки. Размножению птиц предшествует сложная процедура образования пар (они обычно образуются на один сезон, лишь у крупных птиц пары образуются на много лет). Самцы многих птиц поют, устраивают турниры, демонстрируют яркую окраску своего оперения. Всё это называется токованием . Оно служит для привлечения самок, которые осуществляют, сидя в стороне, весьма непростой выбор.

–Вспомним органы размножения у пресмыкающихся (у самки- яичники, у самца -семенники)

Что можете сказать об органах размножения птиц?

Рассказ учителя с показом (Слайд 21) читать по слайду

Птицы раздельнополы. Самец имеет два семенника, которые к моменту размножения увеличиваются в тысячи раз, а самка -- один яичник. От органов размножения в клоаку тянутся выводные трубки (два семяпровода или яйцевод).

В период размножения яичник напоминает маленькую гроздь винограда. Каждая «ягода» грозди - это тонкостенный пузырек, заключающий в себе яйцевую клетку. Созревая, она увеличивается в размерах, в ней накапливаются питательные вещества, которые превращаются в желток будущего яйца. Когда яйцеклетка выходит из яичника в яйцевод, тут происходит ее оплодотворение. У птиц, как и у пресмыкающихся, оплодотворение внутреннее. Оплодотворенная яйцеклетка начинает делиться и, проходя по яйцеводу, окружается оболочками.

(СЛАЙД № 22) Перед откладкой яйца многих птиц покрываются в яйцеводе красящими веществами. У птиц, гнездящихся в дуплах и других закрытых местах, яйца обычно однотонные -- белые или голубые. У птиц, которые строят открытые гнезда, яйца часто имеют характерный рисунок, играющий роль покровительственной окраски.

Весь процесс от времени выхода яйцевой клетки из яичника и до откладки яйца продолжается около суток. Птица откладывает сразу лишь одно яйцо.

Какие особенности системы органов размножения птиц связаны с полетом?(увеличение размеров органов размножения только в период размножения, один яичник у самки, откладка только одного яйца).

2 .Выполнение практической работы №8 по инструктивной карточке, используя тест статьи “Какое строение имеет яйцо?” (с 202– 203 учебника). Учащиеся выполняют практическую работу в рабочих тетрадях с печатной основой на стр.92 № 175, № 176.

Инструктивная карточка

(рабочая тетрадь стр.92, задание 175, 176)

Практическая работа.

Тема: Изучение строения куриного яйца.

Цель : изучить особенности строения куриного яйца

Оборудование : лабораторные инструменты, живой объект.

(Инструктаж по технике безопасности )

Ход работы

Исследуйте строение птичьего яйца .

1.Рассмотрите форму куриного яйца. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри. Скорлупу сохраните.

Вы рассмотрели 2 оболочки: известковую скорлупу и подскорлуповую оболочку. А как вы думаете, почему вымытые яйца быстрее портятся?

2. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики (халазы). От какой части яйца они отходят.

3. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск. Где он расположен? Объясните функциональное значение такого расположения зародышевого диска.

4. Проведите по желтку лезвием препаровальной иглы Что наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?

5. Рассмотрите яичную скорлупу через ручную лупу. Не обнаруживаются ли поры? Если обнаруживаются, то как распределены: равномерно или сгруппированы в какой-то части скорлупы? Обоснуйте функции пор.

6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.

8. На схеме «Строение яйца» (задание № 175) обозначьте его части и укажите значение (задание № 176).

9. Сформулируйте вывод об особенностях строения яйца.

Результаты работы:

(СЛАЙД №23)

(СЛАЙД № 23) Строение яйца птицы

Части яйца

Выполняемые функции

Скорлупа

Защита от механических повреждений, бактерий, газообмен, источник минеральных веществ на образование скелета зародыша.

Подскорлуповая оболочка

Образование воздушной камеры, защита

Воздушная камера

Запас воздуха для первого вдоха птенца легкими

Предохраняет желток от повреждений, дополнительный источник воды для зародыша

Поддерживают на весу желток в середине белка

Запас питательных веществ и воды для зародыша

Зародышевый диск

Развитие зародыша

(СЛАЙД № 25) Контрольный вопрос : Какие условия необходимы для успешного развития эмбриона?

(СЛАЙД № 26) Условия, необходимые для развития зародыша

(СЛАЙД № 27) Откуда зародыш получает все необходимое

1.Желток яйца

    Кислород

2.Из окружающей среды через поры

    Защита от высыхания и повреждений

3.Белок, скорлупа, подскорлуповая оболочка

4.Желток и белок яйца

5.Тепло птицы при насиживании, t 39-40 0 С

Учитель : Итак, яйцо птицы – сложная полуавтономная система, зародыш в яйце обеспечен всем необходимым. Почему яйцо названо полуавтономной? (Поскольку не может функционировать без тепла птицы).

2. Есть ли сходства в строении половой системы птиц и пресмыкающихся? (Да. Оплодотворение внутреннее, органы размножения открываются в клоаку).
3. Есть ли сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся? (Да. Откладывают крупные оплодотворенные яйца; яйца покрыты плотной оболочкой; яйца богаты питательными веществами (желток); развитие зародыша идет за счет питательных веществ).
4. Какое значение имеет желток? (Запас питательных веществ).
5. Какое значение имеет белок? (Источник воды, и предохраняет желток (зародыш) от повреждений).
6. Каково значение внешней оболочки яйца? (Защищают яйцо от проникновения бактерий).

А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад) Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой) Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

(СЛАЙД № 28) 3. Задача. Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнёздах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Внимательно изучив строение птичьего яйца, они поняли, какое значение имеет такое положение яиц. Объясните "открытие" юных орнитологов.

4. Развитие зародыша.

Рассказ учителя с опорой на таблицу "Эмбриональное развитие хордовых".

Развитие зародыша прекрасно изучено у домашней курицы.

На вторые – третьи сутки у этого зародыша закладываются кровеносная система и нервная системы, хорошо заметны глазные пузыри.

На одной из стадий развития зародыш птицы схож с зародышем рыбы, о чем свидетельствует жаберные щели и продолговатое рыбообразное тело с хвостом.

Со временем он становится похожим на зародыш пресмыкающихся: передник конечности наземного типа, сравнительно длинный хвост с позвонками, позвоночник из несросшихся позвонков.

На пятые-шестые сутки зародыш имеет в целом выраженные признаки птиц: форма тела, клюв, зачатки крыльев. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.

При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.

5. Сроки насиживания (Сообщение учащегося)

- Курица сидит на яйцах 21 день. Большой пестрый дятел - только 10 дней. Мелкие воробьиные птицы насиживают обычно две недели, а крупные хищники - до полутора месяцев. Страус (именно страус, а не страусиха) высиживает свои гигантские яйца шесть недель. Самка, а затем самец императорского пингвина «выстаивает» в разгар полярной ночи единственное яйцо, в полкило весом, девять недель. В Книгу рекордов Гиннесса включен странствующий альбатрос: он сидит на гнезде 75 - 82 дня. В общем, мелкие яйца или крупные, в тропиках или в Арктике, а в три месяца укладываются все.

Учитель. Следует отметить, что сроки насиживания зависят от величины птиц, характера постройки и расположения гнезд.

(СЛАЙД 29) Каковы типы развития птенцов? (Сообщение учащегося)

(СЛАЙД № 30) У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми . Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной.

(СЛАЙД № 31) У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми . Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается.

Учитель. Почему у выводковых птиц птенцов бывает больше? Чем птицы выкармливают птенцов?

(СЛАЙД № 32) Число прилетов с кормом к гнезду у разных птиц

Поползень ……………………………………………370-380 раз в день

Скворец………………………………………………198 раз за 17 часов

Ласточка городская………………………………….295 раз за 18 часов

Синица большая …………………………………….332 раза за 18,5 часа

Горихвостка………………………………………….469 раз за 20 часов

Мухоловка серая …………………………………….484 раза за 20 часов

Мухоловка-пеструшка:

Самец……………………………………………..275 раз за 12 часов

Самка……………………………………………..312 раз за 12 часов

Учитель: Какова польза птиц? (Уничтожают огромное количество вредных насекомых.)

Да,«рабочий день» птиц очень велик и за время кормления птенцов они уничтожают огромное количество вредных насекомых.

Кроме насиживания, кормления птенцов и их обогрева родители проявляют ещё разнообразные заботы о потомстве – чистка гнезда от экскрементов, совместная активная защита родительскими парами птиц своих гнёзд от врагов, часто даже превосходящих их силой.

IV. Закрепление

    Скорлупа яйца и его белок образованы выделениями желез: а) яичника; б) семенника; в) яйцевода.

    От заражения зародыша бактериями защищает: а) белок; б) надскорлуповая оболочка; в) скорлупа.

    Птица, относящаяся к выводковым: а) жаворонок; б) тетерев; в) синица.

    Зародыш приобретает черты строения птицы: а) на 2-е сутки; б) на 9-е сутки; в) на 5-е сутки.

    Яйца птиц насиживаются при температуре: а) 32-35 0 С, б) 39-40 0 С; в) 36-37 0 С.

    У птиц, в отличие от пресмыкающихся, яйцо а) не имеет оболочки; б) покрыто кожистой оболочкой; в) покрыто известковой скорлупой; г) не окрашено.

    По своему строению зародыш птицы напоминает зародыша пресмыкающегося. Это свидетельствует: а) о разнообразии птиц; б) о родстве птиц и пресмыкающихся; в) об усложнении птиц по сравнению с пресмыкающимися; г) о развитии организмов.

(СЛАЙД № 33) Ответ: 1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б. (взаимопроверка: «5» - без ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнали, что

1. Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрыты рядом оболочек;

2. Для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества; кислород, тепло и определенная влажность.

3. Сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов;

4. Размножение птиц более совершенно, чем у ранее изученных позвоночных. Благодаря этому особи успешно и быстро приспосабливаются к изменившимся условиям обитания.

Ребята, актуален ли девиз нашего урока? Узнали ли вы на уроке что-то новое? Было ли вам интересно на уроке? Как вы оцениваете свое участие в уроке? Где полученные знания вы можете применить? Какие правила поведения в природе необходимо соблюдать? - Дайте ответы на эти и другие вопросы в своем рабочем листе с помощью таблицы.

(СЛАЙД № 34) V. Домашнее задание. § 27, выполнить задание по выбору: 1. При просмотре на просвет собранных в течение месяца куриных яиц можно заметить, что в некоторых яйцах воздушные камеры небольшие, а в некоторых сильно увеличены. Как можно объяснить такое явление? 2. Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно (в течение суток). Почему так происходит?

Приложение 1

    На уроке я работал

активно/ не очень/ пассивно

    Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

    Урок для меня показался

интересным/ не интересным

    Материал на урока мне был

понятен/ не понятен

    Мое настроение

Какую бы оценку вы поставили себе за урок: «5», «4», «3», «2»?

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока:

Образовательная цель: показать особенности внешнего и внутреннего строения птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом.

Воспитательная цель: воспитание бережного отношения, любви к природе.

Развивающая цель: развитие внимания, мышления и мировоззрения, через изучение разнообразия птиц.

Оборудование:

  • чучела птиц;
  • лупы;
  • таблицы "Тип хордовые", "Класс птицы";
  • презентация "Разнообразие птиц и их особенности";
  • таблички с терминами, выставка книг.

Ход урока

Организационный момент.

Активизация познавательной деятельности.

Учитель. Перед изучением новой темы необходимо проверить, что мы знаем о птицах. Для этого вы должны отвечать на некоторые вопросы:

1. Где обитают птицы?

Учащиеся:

Птицы распространены везде. Многие живут в лесах, их можно встретить в горах, полях, на водоемах.

Птицы живут на крайнем севере, Антарктиде, и на жарком экваторе.

2. Есть ли отличительные черты птиц от остальных организмов.

Птицы приспособлены к полету.

Тело птиц покрыто перьями.

3. Как размножаются птицы?

Птицы выбирают себе пару, строят гнезда, кладут яйца и высаживают их.

Изучение нового материала.

Учитель. Как вы уже говорили, птицы могут жить на самых разных уголках нашей планеты. Этому способствует их особенности строения и поведения (слайд №2, 3).

Давайте, поближе познакомимся с внешним строением птиц.

Итак, тело птицы состоит из следующих отделов (слайд №4):

Голова, в которой по бокам расположены глаза, третье веко (мигающая перепонка) защищает от инородных частиц, попадающих в них во время полета; клюв, состоит из надклювья и подклювья, одет роговым чехлом; ноздри уоснования надклювья.

Подвижная шея;

Передние конечности - крылья. "Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством. Крыло - это весло птицы, которым она плывет по воздушному океану", писал великий Леонардо да Винчи.

Хвост, который выполняет функцию руля.

Задние конечности - ноги, пальцы с когтями, цевка с роговыми чешуйками как у пресмыкающихся.

Все тело, кроме ног, покрыто перьями. Перья единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу.

У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие маховые перья. (Слайд №6) Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которые образованы густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные перья, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Сейчас мы с вами выполняем лабораторную работу, с целью

Лабораторная работа №8.

Выполняется по инструктивной карточке с использованием 27 учебника, наборов перьев, чучел птиц.

Формулируются выводы по пунктам инструктивной карточки.

Учащиеся делают вывод: внешнее строение птицы позволяет ей освоить воздушную среду обитания и делает полет привычным и непринужденным.

Учитель: А теперь перейдем к знакомству с основными особенностями внутреннего строения птиц, попытаемся понять, как эти особенности связаны со способностью к полету. Для начала ответьте на следующие вопросы:

Почему птицы относятся к типу хордовые, подтипу позвоночные?

Учащиеся:

Потому что у зародышей птиц имеется хорда. У взрослых она заменяется позвоночником, входящим в состав скелета туловища.

Учитель: Какое значение для позвоночных животных имеет скелет?

Учащиеся:

Он выполняет опорную и защитную функцию.

Учитель: Назовите основные части скелета позвоночных

Учащиеся:

Скелет головы - череп, скелет туловища - позвоночник и прикрепленные к нему ребра, скелет конечностей и скелет поясов конечностей.

Учитель: Скелет птиц в общих чертах похож на скелет других известных вам позвоночных животных, но у него имеется и ряд отличительных особенностей. (Слайд№ 7). Обратите внимание на скелет птицы. Он очень легкий, благодаря в костях воздухоносных путей и в то же время прочный из-за срастания ряда костей между собой.

Грудная клетка у птиц у птиц, как у пресмыкающихся, образована грудными позвонками и отходящими от них ребрами, крепящимися к грудине. Грудина несет киль, к которому прикрепляются мышцы, опускающие крылья.

Обратите внимание на скелет конечностей и их пояса, которые стали прочными из-за срастания в скелете крыла костей кисти и уменьшения числа пальцев до трех: в плечевом поясе - ключиц; в скелет задних конечностей - голени и образования цевки, в тазовом поясе - тазовых костей.

Таким образом, скелет птиц прочный и легкий, что играет важную роль при полете.

Учитель: Ребята, почему зимой в лесу птиц меньше, чем летом?

Учащиеся: Потому что мало корма или совсем его нет, много снега, холодно

Учитель: А может ли перьевой покров защитить от холода?

Учащиеся: Частично может, но не совсем.

Учитель: Да, ребята. Перьевой покров не главный фактор, который защищает птиц от холода. Холод - это серьезный экологический фактор, к которому необходима серьезная адаптация. И это у птиц- теплокровность.

(Слайд №8). Обратите внимание, у птиц сердце четырехкамерное. Сердце состоит из правого и левого предсердий, правого и левого желудочков. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Это обеспечивает теплокровность. У птиц два круга кровообращения: большой и малый. По большому кругу артериальная кровь отходит от левого желудочка, снабжает органы кислородом и венозная уносит углекислый газ из органов.

Малый круг начинается с правого желудочка и венозная кровь в легких очищается от углекислого газа и снабжается кислородом. Богатая кислородом кровь поступает в левое предсердие и течет к левому желудочку.

Интенсивная двигательная активность птиц требует больших затрат энергии. В связи с этим пищеварительная система имеет ряд особенностей, направленных на эффективную переработку пищи. (Слайд №9). Органом захватывания и удерживания служит клюв. Затем идет длинный пищевод, у некоторых птиц он имеет расширение, которое называется - зоб. Желудок состоит из двух частей: железистый - с железами, выделяющими железистый сок; мускулистый снабжен сильной мускулатурой и выстлан изнутри прочной кутикулой. В нем происходит механическое перетирание пищи. Расщепленные питательные вещества всасываются в кровь.

А интенсивное поступление кислорода происходит за счет двойного дыхания: богатый кислородом воздух проходит через легкие и при вдохе, и при выдохе, причем в одном и том же направлении. Это обеспечивается системой воздушных мешков, пронизывающих тело птицы.

Нервная система птиц тоже хорошо развита, по сравнению с пресмыкающимися. В головном мозге сильно развиты большие полушария, средний мозг и мозжечок. С развитием полушарий связано сложное поведение птиц. Развитие среднего мозга связано с совершенствованием органов зрения, а развитие мозжечка - с точной координацией движений птицы во время полета.

Учитель: Как размножаются птицы?

Учащиеся: Птицам характерно выбор пары. Они совершают разные обряды (слайд №13). У некоторых птиц эти пары сохраняются на всю жизнь.

Учитель: Как и где птицы строят свои гнезда?

Учащиеся:

Птицы могут строить свои гнезда в самых различных местах: на ветках, на земле, на воде, на скалах, на дуплах. Некоторым, например, скворцам гнезда строят люди.

Учащиеся:

После образования пар и гнезд птицы кладут яйца и высаживают. Из яиц вылупляются птенцы

Учитель: Правильно, птицы кладут яйца. А теперь познакомимся со строением яйца. (слайд№11, 12). Яйцо птицы покрыто скорлупой - 1.

2, 3. Подскорлуповая оболочка

4, 13. Канатик (халазы)

5, 6, 12. Белок (разный по консистенции)

7. Желточная оболочка

8, 10, 11. Желток

9. Зародышевый диск

14. Воздушная камера (пуга)

15. Кутикула

Итак, птицы определенное время высаживали яйцо, вылупились птенцы. Что они могут? Готовы ли они к самостоятельной жизни?

Учащиеся:

Некоторые птенцы уже с рождения бывают готовыми к жизни. Например, у кур, гусей, уток птенцы рождаются вполне зрелыми. Они с первых дней могут ходить с родителями, самостоятельно добывать пищу, есть, убегать.

Но некоторые птенцы, например у скворцов, воробьев, рождаются беспомощными. Они бывают голыми, незрячими, не могут ни ходить, ни самостоятельно питаться.

Учитель: Да, ребята. Птенцы бывают разными, которые рождаются приспособленными к жизни, они называются - выводковые, а неприспособленные - птенцовые. За ними нужен постоянный уход родителей. Заботливые родители добывают для них пищу, выкармливают, пока птенцы не возрастают. Когда они становятся взрослыми, родители учат их летать и самостоятельно добывать пищу. С этого и начинается забота о потомстве (Слайд№16).

Закрепление знаний

Тестовые задания.

Какие приспособления к полету характерны для птиц?

А) перьевой покров

Б) крылья

В) отсутствие зубов

Г) легочные мешки

Д) отсутствие мочевого пузыря

Е) один яичник

Ж) размножение яйцами.

2. Какие части скелета птиц изменились по сравнению с таковыми у пресмыкающихся в связи с способностью к прлету?

Б) грудной отдел позвоночника

Д) тазовый пояс конечностей

3. Какие мышцы обеспечивают движение крыльев птицы при полете?

А) мышцы шеи

Б) большие грудные

В) межреберные

Г) подключичные

Д) мышцы ног

4. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюстей и зубов?

Б) железистый отдел желудка

В) мускулистый отдел желудка

Г) тонкая кишка

5. Какая кровь находится в правой части сердца птиц?

А) венозная

Б) артериальная

В) смешанная

Подведение итогов:

Проверка тестового задания. Выставление оценок.

Домашнее задание п.27 учебника.