Шелк (исторические сведения). Среди множества китайских преданий о рождении шелка есть и такое: императрица Си Линь Чи, встав ранним утром с постели, - презентация

«Изобретение книгопечатания» - Первобытные типы письма. Финикийский алфавит. Путешествие к истокам книгопечатания. Береста. Изобретение письма. Гутенберг изготовил типографическую краску. Логографическое письмо. Папирус. Величайшее изобретение Китая. Изобретение Гутенберга. Изобретения Гутенберга. Писчий материал. Значение книгопечатания.

«История возникновения книги» - Узелковое письмо. Надписи на берестяных книгах выполнялись кириллицей. Выемку каждой дощечки заполняли воском. Первые свитки появились в Египте в III в. до нашей эры. Что такое книга? Русский первопечатник Иван Федоров Первая печатная книга на Руси «Апостол». Текст наносился только на одну сторону листа.

«Первая печатная книга» - Книга богаче украшена. На каждой странице по 15 строк. Из слоновой кости. Печатный станок. Литеры. «Букварь». Первопечатник Иван Федоров. Переплет. Памятник И. Федорову в Москве. Современная типография. VI век. Типография. Первое издание книг в России. «Часослов». Написан букварь на старославянском языке.

«История книгопечатания» - В начале III тысячелетия на рынке книгопечатания царил застой. Ручной печатный станок. Компьютер вытесняет книгу. Иоганн Гутенберг (1400-1468 гг.). Для печатания были созданы ручные печатные станки. Иван Федоров. В Московском государстве книгопечатание возникло в середине XVI века. Через 100 лет после Гутенберга.

«Происхождение книги» - Книги. Книгопечатники. Книжный знак И. Фёдорова. Кирилл и Мефодий. Петр Тимофеев Мстиславец. В наши дни пользуются похожим рисунчатым письмом. «Секретный приказ». Папирус. Буквы. Бумага. Отгадай кроссворд. Месопотамия. Путешествие в прошлое. Книги в Месопотамии делали из глины. Одними рисунками не обойтись.

«Книгопечатание» - Наборная касса и инструменты наборщика. Иван IV Васильевич Грозный. Книга как птица,- Может весь мир облететь. Буквица. Ксилография. Такая заглавная буква называлась буквица. В Китае печатали на одной стороне листа, оставляя обратную чистой. Китай. Рукописные книги. Киевский князь Ярослав Мудрый, написал «Похвалу книгам». (11 век).

Всего в теме 32 презентации

Натуральный шёлк

  • содержание
  • Гусеницы и коконы.
  • Немного истории.
  • Изготовление ткани.
  • Свойства шёлка.
  • Применение шёлка.
  • Уход за натуральным шёлком
  • Автор презентации
г.Новороссийск ст.Натухаевская МОУ СОШ № 26
  • Учитель трудового обучения
  • Бощенко
  • Рима Ивановна
Шёлк научились изготавливать в Древнем Китае около 5 тысяч лет назад.
  • Только женщины императорской семьи разводили шелкопрядов, собирали и обрабатывали коконы. За разглашение тайны получения шёлка карали смертной казнью.
  • Если кто-то пытался вывезти шелкопряда из Китая, то его тоже ждала смертная казнь.
  • В Индию шёлк попал благодаря хитрой китайской принцессе, которая спрятала личинок шелкопряда в высокой причёске перед тем как её отправили в путь к жениху - индийскому царю.
ШЁЛК В ЕВРОПЕ. Только в 550 году нашей эры два бродячих монаха украдкой вывезли личинок шелкопряда в Византию. Так шёлк появился в Европе. В странах Европы шёлк пользовался большим спросом и ценился очень дорого. Только знатным особам разрешалось носить шёлковые одежды.
  • В странах Европы шёлк пользовался большим спросом и ценился очень дорого. Только знатным особам разрешалось носить шёлковые одежды.
  • В Древнем Риме за фунт шёлка платили фунт золота.
  • В ХIII-XV веках шелкопрядство стало главной отраслью промышленности Италии. Шёлк ткали в Венеции, Генуе, Флоренции и Милане.
  • И только в ХVIII веке шёлк научились ткать в России.
Шёлковые портьеры ХVIII век Шёлковое платье в ХVII веке стоило целого состояния . ГУСЕНИЦЫ И КОКОНЫ Бабочка тутового шелкопряда в начале лета откладывает более 500 яиц. Гусеницы шелкопряда питаются листьями белой шелковицы (тутовника) полтора месяца. После этого они готовы плести свой кокон. Тончайшая почти невидимая нить вытягивается из отверстия в челюстях гусеницы. Свой кокон гусеница прикрепляет к веточке дерева. В каждом коконе от 400 до1100 метров тончайшего шёлкового волокна. Через две недели в коконе гусеница из куколки готова превратиться в мотылька. Очень важно собрать коконы до вылета бабочек, чтобы волокно не было повреждено. Яйца, отложенные бабочкой, могут сохраниться на дереве или на бумаге до благоприятных дней, когда на деревьях появятся новые листья.
  • Коконы собирают и сортируют.
  • Самые качественные коконы оставляют для дальнейшего разведения.
  • Остальные кокны проваривают в воде, которая растворяет клей.
  • Волокна с нескольких коконов соединяют в одну нить и сматывают на катушку, получая шёлк-сырец.
  • Шёлк-сырец скручивают в одинарную шёлковую нить. Для этого соединяют волокна с 1012 коконов вместе.
Работа на ручном ткацком станке привлекает туристов. Шёлковая ткань ручной работы ценится в несколько раз дороже фабричной. Шёлковые ткани называют по виду шёлковых червей: 1.Малбери 2.Туссар 2-а.Туссар дубового шелкопряда 3.Эри 4.Муга Малбери- это нити тутового шелкопряда. Этот вид шелкопряда лучше других разводится в неволе. Этого шёлка производится больше всего в мире. Туссар очень прочная нить. Её получают от диких шелкопрядов, собирая коконы в лесу. Из таких нитей делают ткань для портьер и обивки мебели. Туссар дубового шелкопряда гораздо тоньше обычного туссара. Цвет волокна от бежевого до шоколадного. Ткань из него тоньше и очень прочная. Поэтому ценится гораздо дороже. Эри – самый низкий по качеству шёлк. Коконы этих гусениц собирают после вылета бабочек. Поэтому нити в них разрезаны. После промывания коконов их обрабатывают и ткут как шерсть или хлопок. Муга –самый дорогой вид шёлка . Гусеницы этого вида питаются только листьями деревьев ароматных пород. Волокно очень тонкое и прочное, и имеет яркий золотистый цвет. Ткани из таких нитей не теряют своей эластичности, природного золотистого оттенка и блеска до 50 лет. Шёлковое волокно: * равномерное по толщине * эластичное * блестящее * прочное * длинное
  • Свойства шёлковых волокон
Свойства шёлковых тканей
  • Шёлковые ткани :
  • легкие
  • блестящие
  • хорошо попускают воздух
  • быстро впитывают влагу
  • быстро высыхают
  • мало мнутся
  • не электризуются
  • хорошо драпируются
  • не дают усадку
  • не притягивает пыль
  • гипоаллергенные
  • В натуральном шёлке не заводятся насекомые и
  • пылевой клещ.
Применение
  • Применение
  • натурального шёлка обусловлено его великолепными свойствами
  • Одежда летняя или нарядная
  • Скатерти
  • Шторы
  • Постельное бельё
  • Обивка мебели
  • Наполнение подушек шёлковым волокном
Вопросы для закрепления
  • С какими видами шелкопрядов мы познакомились?
  • Чем питаются шелкопряды?
  • В какой стране научились получать натуральный шёлк раньше, чем в других?
  • 4.Что такое кокон?
  • 5.Какой длины может достигать волокно на одном коконе?
  • 6. Какими свойствами обладает шёлковое волокно?
  • 7. Назовите свойства шёлковых тканей.
  • 8.Какие изделия можно изготавливать из натурального шёлка?
Несколько слов после просмотра
  • Вы получили некоторую информацию о натуральном шёлке, его получении, обработке и свойствах.
  • Попробуйте найти дополнительную информацию по этой теме и оформить её в виде реферата или презентации.
Фунт английский:
  • Фунт английский:
  • торговый фунт= 0,4536 кг
  • 1 аптекарский фунт=0,3732 кг
  • Фунт российский:
  • 1 фунт=0,4095 кг
\ Документы \ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Слайд-презентация для урока труда в 5-7 классе на тему: "Натуральный шелк"

Слайд-презентацию предоставила: Бощенко Рима Ивановна, учитель технологии Ст.Натухаевская МОУ СОШ №26 email:[email protected]

  1. Гусеницы и коконы.
  2. Немного истории.
  3. Изготовление ткани.
  4. Свойства шёлка.
  5. Применение шёлка.
  6. Уход за натуральным шёлком

Шёлк научились изготавливать в Древнем Китае около 5 тысяч лет назад.

Только женщины императорской семьи разводили шелкопрядов, собирали и обрабатывали коконы. За разглашение тайны получения шёлка карали смертной казнью.

Если кто-то пытался вывезти шелкопряда из Китая, то его тоже ждала смертная казнь.

В Индию шёлк попал благодаря хитрой китайской принцессе, которая спрятала личинок шелкопряда в высокой причёске перед тем как её отправили в путь к жениху - индийскому царю.

ШЁЛК В ЕВРОПЕ.

Только в 550 году нашей эры два бродячих монаха украдкой вывезли личинок шелкопряда в Византию. Так шёлк появился в Европе.

В странах Европы шёлк пользовался большим спросом и ценился очень дорого. Только знатным особам разрешалось носить шёлковые одежды.

В Древнем Риме за фунт шёлка платили фунт золота.

В ХIII-XV веках шелкопрядство стало главной отраслью промышленности Италии. Шёлк ткали в Венеции, Генуе, Флоренции и Милане.

И только в ХVIII веке шёлк научились ткать в России.

Шёлковое платье в ХVII веке стоило целого состояния.

ГУСЕНИЦЫ И КОКОНЫ

Бабочка тутового шелкопряда в начале лета откладывает более 500 яиц.

Гусеницы шелкопряда питаются листьями белой шелковицы (тутовника) полтора месяца.

После этого они готовы плести свой кокон. Тончайшая почти невидимая нить вытягивается из отверстия в челюстях гусеницы.

Свой кокон гусеница прикрепляет к веточке дерева.В каждом коконе от 400 до1100 метров тончайшего шёлкового волокна.

Коконы собирают и сортируют.

Самые качественные коконы оставляют для дальнейшего разведения.

Остальные кокны проваривают в воде, которая растворяет клей.

Волокна с нескольких коконов соединяют в одну нить и сматывают на катушку, получая шёлк-сырец.

Шёлк-сырец скручивают в одинарную шёлковую нить. Для этого соединяют волокна с 1012 коконов вместе.

Работа на ручном ткацком станке привлекает туристов. Шёлковая ткань ручной работы ценится в несколько раз дороже фабричной.

Малбери - это нити тутового шелкопряда. Этот вид шелкопряда лучше других разводится в неволе. Этого шёлка производится больше всего в мире.

Туссар очень прочная нить. Её получают от диких шелкопрядов, собирая коконы в лесу. Из таких нитей делают ткань для портьер иобивки мебели.

Туссар дубового шелкопряда гораздо тоньше обычного туссара. Цвет волокна от бежевого до шоколадного. Ткань из него тоньше и очень прочная. Поэтому ценится гораздо дороже.

Эри – самый низкий по качеству шёлк. Коконы этих гусениц собирают после вылета бабочек. Поэтому нити в них разрезаны. После промывания коконов их обрабатывают и ткут как шерсть или хлопок.

Муга –самый дорогой вид шёлка. Гусеницы этого вида питаются только листьями деревьев ароматных пород. Волокно очень тонкое и прочное, и имеет яркий золотистый цвет. Ткани из таких нитей не теряют своей эластичности, природного золотистого оттенка и блеска до 50 лет.

Свойства шёлковых волокон

Шёлковое волокно:

  • равномерное по толщине
  • эластичное
  • блестящее
  • прочное
  • длинное

Свойства шёлковых тканей

Шёлковые ткани:

  • легкие
  • блестящие
  • хорошо попускают воздух
  • быстро впитывают влагу
  • быстро высыхают
  • мало мнутся
  • не электризуются
  • хорошо драпируются
  • не дают усадку
  • не притягивает пыль
  • гипоаллергенные
  • внатуральном шёлке не заводятся насекомые и пылевой клещ.

Применение натурального шёлка обусловлено его великолепными свойствами

  • Одежда летняя или нарядная
  • Скатерти
  • Шторы
  • Постельное бельё
  • Обивка мебели
  • Наполнение подушек шёлковым волокном

Вопросы для закрепления

  1. С какими видами шелкопрядов мы познакомились?
  2. Чем питаются шелкопряды?
  3. В какой стране научились получать натуральный шёлк раньше, чем в других?
  4. Что такое кокон?
  5. Какой длины может достигать волокно на одном коконе?
  6. Какими свойствами обладает шёлковое волокно?
  7. Назовите свойства шёлковых тканей.
  8. Какие изделия можно изготавливать из натурального шёлка?

Несколько слов после просмотра

Среди множества китайских преданий о рождении шелка есть и такое: императрица Си Линь Чи, встав ранним утром с постели, вышла на балкон дворца и поразилась блеску и сиянию паутины в ветвях деревьев, освещаемых восходящим солнцем. Императрица пожелала получить полотно такой же легкости и сияния, чтобы покрыть им свое ложе. И тогда полученный из нити правда, не паука, а тутового шелкопряда шелк помог китайской владычице преобразить свою спальню.


Самые древние обнаруженные фрагменты шелковых тканей датируются второй половиной II тысячелетия до нашей эры. Шелк обладает уникальными свойствами. Шелковая ткань очень гигроскопична. Она дает ощущение сухости, даже впитав влаги более чем на треть собственного веса, - свойство незаменимое во влажных и жарких субтропических регионах Азии. Она легко вбирает влагу кожи и необыкновенно быстро отдает ее воздуху. Вот почему шелк - материал не только знамен и стягов, но и нижнего белья. Он приятен коже и будто продолжает ее. Нить, выделяемая шелковичным червем, необычайно прочна и достигает в длину метров (эти фрагменты нитей соединяются при помощи прядения и используются в ткачестве). Нить имеет треугольное сечение, и, подобно призме, отражает свет, поэтому шелковые ткани так красиво переливаются. Шелк легко окрашивается, не вызывает аллергии, легок и не требует особого ухода. В холодную погоду он согревает, а в жару дает ощущение прохлады.



До изобретения синтетических материалов из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, изготавливались тонкие тросы. Его идеальные изоляционные свойства оказались востребованы в электротехнике, причем, в противовес искусственным материалам, шелк сохранял диэлектрические качества даже при высоких температурах, полностью обуглившись. Подлинный расцвет шелковых тканей наступил в начале двадцатого века. Развитие авиации вызвало к жизни парашют, для которого требовалось полотно легкое и прочное одновременно. Альтернативы шелку здесь не было. Шелкопряд спас жизнь сотням тысяч летчиков. Американская фирма «Ирвин», пионер в производстве парашютов, даже поместила на свою эмблему гусеницу шелкопряда. Каждому пилоту, спасшемуся благодаря парашюту «Ирвин», выдавался значок из чистого золота: шелковичный червячок с рубиновыми глазками, а его обладатель зачислялся в «Клуб гусеницы» (Caterpillar club). Шелк устойчив к растяжению, на разрыв и при экстремальных нагрузках: 16 уложенных один на другой слоев шелковой ткани останавливают пистолетную пулю. Возможно, вскоре появятся легкие и дешевые шелковые бронежилеты.


Прочная шелковая нить издавна применялась в хирургии. Ее прочность, нейтральность и гладкость делали шелк словно специально созданным для сшивания ран. Про шелк как материал для наложения хирургических швов говорится в древнеиндийском медицинском трактате «Аюрведа» (I тысячелетие до н. э.). В XIX веке шелк становится самым употребительным шовным материалом в Европе. Наряду с гладкостью, которую Пирогов называл одним из главнейших свойств хирургической нити, шелк был удобен своей стойкостью к высоким температурам, что позволяло тщательно стерилизовать хирургическую нить. Очень давно известен лечебный эффект белков, составляющих шелковую нить. Сегодня косметология и медицина взяли на вооружение целебные свойства шелка. Тертый кокон тутового шелкопряда, добавленный в косметические средства и кремы, оказывает стимулирующее и омолаживающее действие на кожу.




Византийский император и историк Константин VII Багрянородный (), автор труда «О церемониях византийского двора», настоятельно советовал своим преемникам: «Варварам следует говорить, что царские одежды нерукотворны и приносятся прямо с небес... Кто из императоров сделает эту одежду повседневной или подарит ее - подлежит проклятию!». Одежды были, разумеется, шелковыми. Эта ткань продавалась на вес золота: сверток шелка оценивался в двойную меру драгоценного металла. Получение нитей, окраска драгоценным пурпуром, узорчатое ткачество - каждый этап производства шелковой ткани был столь трудоемким, требовал таких больших затрат, что церемониальная одежда императоров действительно казалась настоящим чудом. Она была не только символом власти, но словно воплощала в себе саму власть.






Шелк чрезвычайно любили художники. Особенный блеск позволяет безошибочно опознать его на картинах живописцев любой эпохи и любого направления. Это способ не только показать потомкам высокий социальный статус изображенного, но и продемонстрировать виртуозность кисти, с легкостью передающей на холсте разные типы шелковых тканей - горделивый муар и переливчатость орденских лент, жесткость и тонкость тафты, сияние гладких и узорчатых атласов, изящество и нежные оттенки шелка- сырца в знаменитых шелковых кружевах «блондах» и «шантильи», великолепие парчи и мягкость шелкового бархата. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур. 1759г.


Особым успехом в средневековой Европе пользовались шелка, меняющие свой цвет. Техника их изготовления появилась в Китае и заключалась в том, что нити утка и основы были разного цвета. На изломах складок при ходьбе синяя ткань вдруг отсвечивала красным или голубым. Для китайских чиновников сочетание оттенков означало продвижение по службе в границах одного ранга. Византийцы тоже стали использовать эффект внезапного преображения важного в государстве лица - когда густой пурпурный цвет ткани, в которую был одет правитель, вдруг начинал сиять розовым или светло-сиреневым. Эта техника ткачества, которая известна под названием «шан-жан», не выходила из моды на протяжении многих лет. В платье из «шан-жан» одеты «Разборчивая невеста» и героиня в «Сватовстве майора» П.А. Федотова.




Из названий шелковых тканей различных эпох можно создать увлекательную историю вкусов и предпочтений, узнать имена тогдашних героев света и сцены, создателей моды. Самой ценной считалась шелковая ткань, называвшаяся «гро-гро» или «грогрон». Словом «гро» (gros) обозначали крупные неповрежденные коконы с самой длинной нитью. Поэтому частичка «гро» в названии любой ткани означала присутствие в исходном сырье шелка. Гродетур, гроденапль и гроданвер назвали по первоначальному месту производства - городам Туру, Неаполю и Антверпену. Гродешин, соответственно, был китайским шелком, а гродафрик (африканский) и громуар получили свое название по текстильному орнаменту. Муар получали, обрабатывая готовую ткань специальными валиками, сдвигавшими нити материи в различных направлениях. Чем мельче и четче получался отлив, тем выше ценился громуар, шедший на орденские ленты.




«Ментенон», «дюбарри» или «помпадур» - это не имена знаменитых фавориток французского двора, а старинные атласы, названные в их честь и отличающиеся от прочих сортов таким тщательным исполнением растительных орнаментов в виде букетов цветов и гирлянд, что они производили впечатление вышивки по атласу. В этом творения ткачей из Лиона не уступали совершенству тканого орнамента на материях из мастерских Исфахана, Тебриза или Кашана, иранских городов, откуда в XVI веке вывозились в Европу знаменитые «лицевые» ткани. Они получили свое название по изображению человеческих фигур - изящных юношей и красавиц, музицирующих в саду, героев-всадников, побивающих драконов и львов, сцен из эпосов и преданий. Изображения цветов, птиц, бабочек, создающие иллюзию присутствия, были вдохновлены суфийскими представлениями о рае как о пышно цветущем саде. Поэтому так часты изображения лилий, гиацинтов, гвоздик, кипарисов, платанов с порхающими среди ветвей пестрыми бабочками и птицами.


Из шелка ткали плотные штофы для мебельной обивки и стен, тончайшие муслины с изящнейшей вышивкой, драгоценную парчу с введением серебряных и золотых нитей, разнообразные бархаты. Шляпный шелк отличался от одежного, а обувной от бельевого. В шелк можно одеться с головы до ног. Им можно украсить жилище - из него изготавливают обои, кружевные шторы, драпировки и ковры. История сохранила имя иранского ткача Гийаса ад-Дина Али из города Иезда, отличавшегося невероятным мастерством. Но даже он не смог бы соткать более 10 сантиметров узорчатой материи в день. До появления в 1809 году машины Жозефа Мари Жаккара, позволившей механизировать узорчатое ткачество, цветные шелка оставались привилегией знати. До XIX века почти во всех странах Европы существовали законы, ограничивавшие использование шелка низшими сословиями. Но и когда эти законы перестали действовать, шелк оставался столь дорогим, что был доступен немногим.


В XVIII столетии европейцы были увлечены всем китайским, а в двадцатом увлеклись всем японским, в том числе и росписью по шелку. Японские кимоно, появившиеся на выставках второй половины XIX века, произвели глубокое впечатление не только на художников, но и на парижских модниц. Шелка по окончании выставок разошлись по европейским городам, а способ орнаментации вызвал интерес дизайнеров. Кимоно не надо было примерять, его выбирали как картину. Роспись, вышивка, аппликация наносились на готовое кимоно, и художественная композиция не подчинялась крою. Техника свободной росписи поразила европейцев, и расписные шали и платки надолго вошли в моду в двадцатом столетии. Природная нить так завораживала людей, что с глубокой древности они пытались если не превзойти, то повторить волшебные свойства шелка. Но как бы ни совершенствовалось текстильное производство, обогащаясь новыми материалами, торжественность шелка, великолепие парчи, блеск атласа и мягкость бархата не утратят своего значения для ценителей природной красоты.