Слог. Слогораздел

Слоги бывают ударные и безударные.

Различают открытые и закрытые слоги. Открытым является слог, оканчивающийся слоговым звуком: [ст"иэ-на?], [вU-да?], [мъ-лU-ко?]. Закрытый слог заканчивается неслоговым звуком: [бUм-б"и?т"], [цэ?л"], [сто?л- б"ик].

По тому, с какого звука начинается слог, различают прикрытые и неприкрытые слоги. Прикрытый слог начинается с согласного ([пр"и-ка?с]), неприкрытый - с гласного (, [а?-ист]).

Фонетическая природа ударения

Ударение -- это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нём) с большей силой и длительностью. Таким образом, фонетически русское ударение силовое и количественное (в других языках бывают представлены другие типы ударения: силовое (английский), количественное (новогреческий), тоническое (вьетнамский).

Словесное ударение - это выделение одного из слогов односложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово. Способы выделения ударного слога в разных языках разные. В русском языке ударный слог хар большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков. Сила произнесения звука - громкость. Ударный гласный хар особым тембром.Ударность - свойство не только гласного, но и всего слога.

В этой статье освящается тема "Типы слогов" .

Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на. Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер. Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

Обучение чтению дошкольника

На современном этапе образования принято думать, что полновесное обучение ученика должно начинаться с 6-7 лет. В этом возрасте ребенок уже самостоятелен, может ухаживать за собой, многое понимает. Увеличивается активное восприятие, оно достигает 7-10 минут.

Однако в последнее время появились педагогические и психологические исследования, которые утверждают, что обучение ученика нужно начинать в младшем дошкольном возрасте. И подходящим моментом, когда следует начинать обучение, считается возраст 3-х лет. Нельзя не согласиться с тем, что в трехлетнем возрасте дошкольник кажется совсем крохой. Поэтому можно предвидеть возмущенный родителей «Зачем так рано?». Ответ на него кроется в особенностях развития дошкольника.

Психологические особенности малыша 3 лет

Возраст 3-х лет считается кризисным в жизни ученика. В это время ребенок формируется как личность. Конечно, ваше чадо еще многого не умеет, поэтому заниматься настоящим обучением пока. Зато малыш уже в полной мере изучает мир и заявляет о своем «Я». Этот период в жизни человека называют «возрастом почемучки». Детки, которые уже научились разговаривать, начинают активно познавать мир.

Логика, пространственное мышление и память

Главное не упустить этот этап развития ученика, ведь именно с трехлетнего возраста формируются проростки пространственного и логического мышления. ребенок начинает осознавать, что предметы объемны, может их представить и описать. Логическое начало проявляется, когда ваш сын или дочь задают вереницу вопросов, вытекающих один из другого. Например, диалог такого рода:

– Мама, что это? (малыш показывает на «лежачего полицейского» на дороге, через который осторожно перекатывается автобус).

– А почему полицейский? – не умолкает малыш.

– А почему он лежит? – спрашивает ребенок.

– Потому что он лежит на дороге.

– Это «лежачий полицейский», – отвечает мама.

Кроме логики и пространственного мышления у малыша активизируется память. Ребенку важно запомнить ответы на все вопросы, которые он получил Поэтому ребенок может много раз спрашивать у родителей одно и то же. Он учится, он запоминает. Вам следует только помогать ребенку в этом. Возраст «почемучки» позволяет достаточно легко научить малыша основам чтения.

Статья была посвящена теме "Типы слогов" .

слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н ), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та . Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай . Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта . Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон .

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 7 - шумные согласные. Во-да : 1-3/1-3; ло-дка : 2-3/1-1-3; ма-сло : 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то : 2-3/1-3; сте-кло : 1-3/1-2-3.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и .

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово : [под-горо й], [на-стороне ], [вот-те-ра з].

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (вы ход, выхо дит, выходи ть ). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (о рган - орга н ) и отдельных форм различных слов (мо ю - мою ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (ха ос - хао с ) или придает слову стилистическую окраску (молоде ц - мо лодец ). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огоро д, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (го род, -а, -у, -ом, -е; -а , -о в и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (ку пите - купи те, но ги - ноги и т.п.).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: тво рог и творо г, и наче и ина че, о бух и обу х и т.п.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на -зиму ], [за -город ], [по д-вечер ].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать , некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнеру сский . К таким словам относятся слова:

    1) многосложные, а также сложные по составу (самолётострое ние ),

    2) сложносокращенные (гôстелеце нтр ),

    3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатланти ческий, послеоктя брьский ),

    4) некоторые иноязычные слова (пôстскри птум, пôстфа ктум ).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например.

Определение слога представляет определенные трудности, хотя каждый говорящий может произносить слова по слогам. Чаще всего используется определение слога с артикуляционной точки зрения: слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох. Однако произнесение слогов без выдоха в языке возможно, например, когда изображается звук поцелуя или почмокивание лошадей, но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох. На основании этого Л.В. Щерба предложил теорию пульсации, согласно которой слоги – отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. С акустической точки зрения слог представляет собой звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с другими. Слоговыми, т.е. образующими слог, в современном русском языке являются гласные как наиболее звучные. Согласные как звуки наименьшей звучности не образуют слоги, хотя способностью к слогообразованию сонорные согласные обладают. В современном русском языке слоговое свойство сонорных проявляется в возможности замещать исчезнувшую слабую согласную, например, в разговорной беглой речи сочетание в самом деле звучит как [фса?м д?э?л?ь], вместо <о> между двумя [м] слоговым стал [м]. Иногда слоговыми становятся даже глухие согласные, например при произнесении междометия кс-кс-кс.

Слоги разграничиваются слогоразделами. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами. В речи мы встречаемся со слогоразделом при скандировании, отчетливом произнесении, диктовке слов. Строение слога в русском языке подчиняются закону восходящей звучности, т.е. звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Звучность можно обозначить цифрами: 1 – шумные глухие, 2 – шумные звонкие, 3 – сонорные, 4 – гласные. В соответствии с этим законом произведем слогоделение:

В русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по звучности звуками. В приведенных примерах слогораздел произошел на месте наибольшего спада звучности: в слове вата слогораздел проходит между звуком [а], имеющим звучность 4, и звуком [т], звучность которого оценивается баллом 1, то же наблюдается и в словах простор и восход; в слове девушка слогораздел проходит между звуками [э] (звучность 4) и [в] (звучность 2), между [у] (звучность 4) и [ш] (звучность 1), в слове разбить – между [/] (звучность 4) и [з] (звучность 2), в словах полет, корма, горло между гласным (звучность 4) и сонорным (звучность 3); в слове поете – между звуками со звучностью 4 и 3 и 4 и 1.

Слогораздел может совпадать и не совпадать с делением слов на слоги при переносе. Так, слово девушка можно перенести: де- ву- шка, т.е. так, как проходит слогораздел, или де- вуш- ка; однако в ряде случаев деление на слоги для переноса строго регламентируется правилами: перенос слова восход не соответствует слогоразделу, слово можно перенести только так: вос- ход, так как при переносе нельзя отрывать одну букву от приставки и присоединять к корню, слогораздел слова разбить тоже отличается от переноса слова раз- бить, так как нельзя отрывать одну букву от корня и присоединять к приставке; многие слова, имеющие в своем составе две гласные, следовательно, с артикуляционной и акустической точки зрения состоящие из двух слогов, не могут быть перенесены с одной строки на другую, например: обед, осень, олень, окунь и др.

Как мы могли убедиться, слоги действительно строятся по закону восходящей звучности, а так как наибольшей звучностью обладают гласные, то чаще всего слоги оканчиваются гласным, т.е. является открытыми. Это касается прежде всего неконечных слогов; конечные слоги могут быть открытыми и закрытыми, т.е. оканчиваться на согласный: привет [пр?и|в?э?т], обед , медведь [м? иэ|дв?э?т?].

Однако и неконечные слоги могут быть закрытыми. Это относится к словам, в которых после гласного стоит сонорный, а дальше шумный согласный: полка [по?л|къ], бурка [бу?р|къ], марка [ма?р|къ], лента [л?э?н|тъ], колба [ко?л|бъ], кирпич [к?ир|п?и?ч?], шарманка [ш/|рма?н|къ], [а?р|кт?и|къ]. Несмотря на то что в приведенных словах первый слог не является открытым, тем не менее, и в них слогораздел проходит на месте наибольшего спада звучности: в словах полка, бурка, марка, лента слогораздел прошел не между гласным, имеющим звучность 4, и сонорным, имеющим звучность 3, а между сонорным (звучность 3) и глухим согласным (звучность 1); в слове колба слогораздел проходит между сонорным (звучность 3) и звонким согласным (звучность 2).

То же касается и сочетаний [j] (этот звук является звучнее сонорных) и шумного согласного: мойка [мо?й|къ], лайка [ла?й|къ], шайба [ша?й|бъ].

В русском языке имеются неконечные слоги, оканчивающиеся на шумные согласные [ж] и [ш]. Это возможно, когда после [ж], [ш] стоит шумный, а указанные шипящие находятся после сонорного [р], с которым имеют близкую артикуляцию ([р], [ж], [ш] являются переднеязычными небно-зубными), а потому при произношении присоединяются к нему: [г/рш|к?и?], но [г/р|шо?к].

Характеристика слогов учитывает не только конечный звук слога, но и начальный. Слог может быть прикрытым, если начинается с согласного: в словах [кн?и?|гъ], [пр?и|вы?|ч?къ], [л/|зу?|рный]; неприкрытым может быть начальный слог: , [и?|въ], . Заметим, что слог, начинающийся с начального йотированного гласного, является прикрытым: яблоко , если , ёлки .

Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.

Слоги - что это такое?

Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог - это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог - это минимальная произносительная единица.

Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.

Виды слогов

Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые - на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.

Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного - то прикрытым.

Выделяют еще слоги по акустическому строению:

  • восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
  • нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
  • восходяще-нисходящий, где получается подобие "горки", в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина - гласный звук, и затем - "спуск" вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
  • ровные слоги - одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).

Ударные и безударные слоги

Ударный слог - это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, - после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным - слог -до-, вторым - -ре-, третьим - че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым - -е.

Как делить слово по слогам?

Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?

В целом, деление проходит по общим принципам:

  • Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
  • Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово "этот" делится как э-тот.
  • Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые - согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
  • Если в слове есть буква "й", то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
  • На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй - неприкрытым (ха-ос).
  • Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно "прилипают" к предшествующим им звукам, образуя слог.

Теории слогоделения

Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное - наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.

  • Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень - звонкие шумные, а на четвертом месте - полностью глухие согласные. То есть слог - это сочетание гласного с менее вплоть до несонорных.
  • Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог - это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
  • Теория "мускульного напряжения" несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.

Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.