Разработанные уроки по биологии тема птицы. Методическая разработка урока по биологии "Класс птицы

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели урока:

Образовательная цель: показать особенности внешнего и внутреннего строения птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом.

Воспитательная цель: воспитание бережного отношения, любви к природе.

Развивающая цель: развитие внимания, мышления и мировоззрения, через изучение разнообразия птиц.

Оборудование:

  • чучела птиц;
  • лупы;
  • таблицы "Тип хордовые", "Класс птицы";
  • презентация "Разнообразие птиц и их особенности";
  • таблички с терминами, выставка книг.

Ход урока

Организационный момент.

Активизация познавательной деятельности.

Учитель. Перед изучением новой темы необходимо проверить, что мы знаем о птицах. Для этого вы должны отвечать на некоторые вопросы:

1. Где обитают птицы?

Учащиеся:

Птицы распространены везде. Многие живут в лесах, их можно встретить в горах, полях, на водоемах.

Птицы живут на крайнем севере, Антарктиде, и на жарком экваторе.

2. Есть ли отличительные черты птиц от остальных организмов.

Птицы приспособлены к полету.

Тело птиц покрыто перьями.

3. Как размножаются птицы?

Птицы выбирают себе пару, строят гнезда, кладут яйца и высаживают их.

Изучение нового материала.

Учитель. Как вы уже говорили, птицы могут жить на самых разных уголках нашей планеты. Этому способствует их особенности строения и поведения (слайд №2, 3).

Давайте, поближе познакомимся с внешним строением птиц.

Итак, тело птицы состоит из следующих отделов (слайд №4):

Голова, в которой по бокам расположены глаза, третье веко (мигающая перепонка) защищает от инородных частиц, попадающих в них во время полета; клюв, состоит из надклювья и подклювья, одет роговым чехлом; ноздри уоснования надклювья.

Подвижная шея;

Передние конечности - крылья. "Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством. Крыло - это весло птицы, которым она плывет по воздушному океану", писал великий Леонардо да Винчи.

Хвост, который выполняет функцию руля.

Задние конечности - ноги, пальцы с когтями, цевка с роговыми чешуйками как у пресмыкающихся.

Все тело, кроме ног, покрыто перьями. Перья единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу.

У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие маховые перья. (Слайд №6) Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которые образованы густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные перья, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Сейчас мы с вами выполняем лабораторную работу, с целью

Лабораторная работа №8.

Выполняется по инструктивной карточке с использованием 27 учебника, наборов перьев, чучел птиц.

Формулируются выводы по пунктам инструктивной карточки.

Учащиеся делают вывод: внешнее строение птицы позволяет ей освоить воздушную среду обитания и делает полет привычным и непринужденным.

Учитель: А теперь перейдем к знакомству с основными особенностями внутреннего строения птиц, попытаемся понять, как эти особенности связаны со способностью к полету. Для начала ответьте на следующие вопросы:

Почему птицы относятся к типу хордовые, подтипу позвоночные?

Учащиеся:

Потому что у зародышей птиц имеется хорда. У взрослых она заменяется позвоночником, входящим в состав скелета туловища.

Учитель: Какое значение для позвоночных животных имеет скелет?

Учащиеся:

Он выполняет опорную и защитную функцию.

Учитель: Назовите основные части скелета позвоночных

Учащиеся:

Скелет головы - череп, скелет туловища - позвоночник и прикрепленные к нему ребра, скелет конечностей и скелет поясов конечностей.

Учитель: Скелет птиц в общих чертах похож на скелет других известных вам позвоночных животных, но у него имеется и ряд отличительных особенностей. (Слайд№ 7). Обратите внимание на скелет птицы. Он очень легкий, благодаря в костях воздухоносных путей и в то же время прочный из-за срастания ряда костей между собой.

Грудная клетка у птиц у птиц, как у пресмыкающихся, образована грудными позвонками и отходящими от них ребрами, крепящимися к грудине. Грудина несет киль, к которому прикрепляются мышцы, опускающие крылья.

Обратите внимание на скелет конечностей и их пояса, которые стали прочными из-за срастания в скелете крыла костей кисти и уменьшения числа пальцев до трех: в плечевом поясе - ключиц; в скелет задних конечностей - голени и образования цевки, в тазовом поясе - тазовых костей.

Таким образом, скелет птиц прочный и легкий, что играет важную роль при полете.

Учитель: Ребята, почему зимой в лесу птиц меньше, чем летом?

Учащиеся: Потому что мало корма или совсем его нет, много снега, холодно

Учитель: А может ли перьевой покров защитить от холода?

Учащиеся: Частично может, но не совсем.

Учитель: Да, ребята. Перьевой покров не главный фактор, который защищает птиц от холода. Холод - это серьезный экологический фактор, к которому необходима серьезная адаптация. И это у птиц- теплокровность.

(Слайд №8). Обратите внимание, у птиц сердце четырехкамерное. Сердце состоит из правого и левого предсердий, правого и левого желудочков. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Это обеспечивает теплокровность. У птиц два круга кровообращения: большой и малый. По большому кругу артериальная кровь отходит от левого желудочка, снабжает органы кислородом и венозная уносит углекислый газ из органов.

Малый круг начинается с правого желудочка и венозная кровь в легких очищается от углекислого газа и снабжается кислородом. Богатая кислородом кровь поступает в левое предсердие и течет к левому желудочку.

Интенсивная двигательная активность птиц требует больших затрат энергии. В связи с этим пищеварительная система имеет ряд особенностей, направленных на эффективную переработку пищи. (Слайд №9). Органом захватывания и удерживания служит клюв. Затем идет длинный пищевод, у некоторых птиц он имеет расширение, которое называется - зоб. Желудок состоит из двух частей: железистый - с железами, выделяющими железистый сок; мускулистый снабжен сильной мускулатурой и выстлан изнутри прочной кутикулой. В нем происходит механическое перетирание пищи. Расщепленные питательные вещества всасываются в кровь.

А интенсивное поступление кислорода происходит за счет двойного дыхания: богатый кислородом воздух проходит через легкие и при вдохе, и при выдохе, причем в одном и том же направлении. Это обеспечивается системой воздушных мешков, пронизывающих тело птицы.

Нервная система птиц тоже хорошо развита, по сравнению с пресмыкающимися. В головном мозге сильно развиты большие полушария, средний мозг и мозжечок. С развитием полушарий связано сложное поведение птиц. Развитие среднего мозга связано с совершенствованием органов зрения, а развитие мозжечка - с точной координацией движений птицы во время полета.

Учитель: Как размножаются птицы?

Учащиеся: Птицам характерно выбор пары. Они совершают разные обряды (слайд №13). У некоторых птиц эти пары сохраняются на всю жизнь.

Учитель: Как и где птицы строят свои гнезда?

Учащиеся:

Птицы могут строить свои гнезда в самых различных местах: на ветках, на земле, на воде, на скалах, на дуплах. Некоторым, например, скворцам гнезда строят люди.

Учащиеся:

После образования пар и гнезд птицы кладут яйца и высаживают. Из яиц вылупляются птенцы

Учитель: Правильно, птицы кладут яйца. А теперь познакомимся со строением яйца. (слайд№11, 12). Яйцо птицы покрыто скорлупой - 1.

2, 3. Подскорлуповая оболочка

4, 13. Канатик (халазы)

5, 6, 12. Белок (разный по консистенции)

7. Желточная оболочка

8, 10, 11. Желток

9. Зародышевый диск

14. Воздушная камера (пуга)

15. Кутикула

Итак, птицы определенное время высаживали яйцо, вылупились птенцы. Что они могут? Готовы ли они к самостоятельной жизни?

Учащиеся:

Некоторые птенцы уже с рождения бывают готовыми к жизни. Например, у кур, гусей, уток птенцы рождаются вполне зрелыми. Они с первых дней могут ходить с родителями, самостоятельно добывать пищу, есть, убегать.

Но некоторые птенцы, например у скворцов, воробьев, рождаются беспомощными. Они бывают голыми, незрячими, не могут ни ходить, ни самостоятельно питаться.

Учитель: Да, ребята. Птенцы бывают разными, которые рождаются приспособленными к жизни, они называются - выводковые, а неприспособленные - птенцовые. За ними нужен постоянный уход родителей. Заботливые родители добывают для них пищу, выкармливают, пока птенцы не возрастают. Когда они становятся взрослыми, родители учат их летать и самостоятельно добывать пищу. С этого и начинается забота о потомстве (Слайд№16).

Закрепление знаний

Тестовые задания.

Какие приспособления к полету характерны для птиц?

А) перьевой покров

Б) крылья

В) отсутствие зубов

Г) легочные мешки

Д) отсутствие мочевого пузыря

Е) один яичник

Ж) размножение яйцами.

2. Какие части скелета птиц изменились по сравнению с таковыми у пресмыкающихся в связи с способностью к прлету?

Б) грудной отдел позвоночника

Д) тазовый пояс конечностей

3. Какие мышцы обеспечивают движение крыльев птицы при полете?

А) мышцы шеи

Б) большие грудные

В) межреберные

Г) подключичные

Д) мышцы ног

4. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюстей и зубов?

Б) железистый отдел желудка

В) мускулистый отдел желудка

Г) тонкая кишка

5. Какая кровь находится в правой части сердца птиц?

А) венозная

Б) артериальная

В) смешанная

Подведение итогов:

Проверка тестового задания. Выставление оценок.

Домашнее задание п.27 учебника.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

7 класс

ТЕМА: «КЛАСС ПТИЦЫ»

  • Предмет: биология, урок-изучение нового материала.
  • Тема: Класс Птицы.
  • Продолжительность: 1 урок- 45 минут.
  • Класс: 7
  • Технологии: компьютер, проектор, презентация.

Цели урока: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; познакомить обучающихся с особенностями представителей отряда Пингвины.

Задачи урока:

1.Образовательные.

  • Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету.
  • Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения птиц.

2.Коррекционно- развивающие

  • Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи
  • Корректировать коммуникативные умения (метод работы в малых группах)

3. Воспитательные

  • Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу

Ход урока.

  1. Организационный момент

Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.

  1. Актуализация знаний воспитанников

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

  1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?
  2. Кто относится к пресмыкающимся?
  3. Где преимущественно обитают эти животные?

Игра «Что? Где? Когда?»

Ценный хвост. Во время опасности, чтобы спастись от врагов, ящерицы отбрасывают хвост. Как называется такое явление?
Ответ. Регенерация.

Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?
Ответ. Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.

Рекорды. Это самые хищные и самые крупные ящерицы. Их длина достигает до 3-4 метров, вес – 365 кг.Обитают в Новой Гвинее, острове Комодо.
Ответ . Комодский дракон, полосатый варан.

Самый-самый. Назовите самую большую змею на планете Земля.

Ответ: Это анаконда, её длина может достигать до 11 метров.

Надёжная защита. Эти животные единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Оно образовано не только из роговых щитков, развивающихся в коже костных пластин и сросшихся с ними рёбер, позвонков, ключиц.

Ответ: Это панцирь у черепах.

Слух да зрение – не всегда спасение . Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу?
Ответ. У многих змей есть особые органы чувств – термолокаторы, которые способны улавливать тёплые лучи, исходящие от жертвы. Расположены они на голове.

Зов предков . Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер.

Ответ: Это динозавры.

Званый обед У этого представителя пресмыкающихся в пасти находится от 60 до 100 зубов длиной от3 до 5 см.

Ответ: это крокодил

Змеиный вопрос. На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её назва-

Нии.

Ответ: гремучая змея

ИТОГ ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ.

3. Переход к изучению нового материала

Слайды № 1,2,3

Постановка проблемы:

Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птицы – наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов.

Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

Слайд №4

На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?

Обобщение ответов обучающихся

Слайд №5

Верно, птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

  1. Изучение новой темы

Слайд №6

Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост ) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; хорошо планировал ).

К признакам современных птиц, сближающими их с пресмыкающимися можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.У птиц выделяют ряд особенностей строения, позволившие им подняться в небо.

Слайд № 7,8

Черты, связанные с полетом:

превращение передних конечностей в крылья;

  • перьевой покров, придающий телу обтекаемую форму;
  • облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;
  • киль – как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;
  • воздушные мешки, особенно важные для дыхания при полете;
  • ряд особенностей скелета.

В народе говорят: «Птицу узнают по перьям» . Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.

Слайд № 9

Перо – это видоизмененная чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. Перьевой покров состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми . Они обеспечивают полет птиц. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми . Кроме того, перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.

Приступаем к выполнению лабораторной работы для того, чтобы лучше познакомиться с видами, строением и значением перьев птиц.

Слайд №10

Лабораторная работа №____. Строение перьев.

Оборудование: Наборы перьев, лупы, Слайды презентации 10-13

2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.

  1. Сравните строение контурных и пуховых перьев.
  2. Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.

Подготовьтесь устно ответить на вопросы.

  1. Какие типы пера вы знаете?
  2. Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?
  3. Каково значение пера для птицы?
  4. Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.

Тема: Особенности строения пера.

Тип пера

Рисунок пера

Значение пера

Контурное

Контурные перья выполняют разные функции:

Маховые (первостепенные и второстепенные) образуют плоскость крыла.

Рулевые образуют плоскость хвоста.

Покровные придают телу обтекаемую форму

(ими одето туловище).

Пуховое

Под контурными перьями лежат пуховые перья –

не имеют бородок(пластинок) второго порядка

(не образуют сомкнутого опахала).

Пух

Пух – пуховые перья с коротким стержнем. Перьевой покров обеспечивает теплоизоляцию.

Итоги лабораторной :

Слайд №9

Тело птицы хитроумно устроенный аппарат и важную роль в нем играют перья.

Большие перья на крыльях помогают летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста помогают держать равновесие, делать повороты, остановку.

Износившиеся перья заменяются новыми в период сезонных линек

А знаете ли вы, сколько у птицы перьев? Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150.

Слайд № 11

При размножении птицы откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Одни птицы строят гнезда, другие откладывают их прямо на землю, в траву, в дупла деревьев, на скалы. Некоторые виды кукушек подкладывают их в гнезда другим птицам. После инкубации – содержания яиц при определенной температуре в течение необходимого для развития времени – из яиц вылупляются птенцы.

Слайд № 12

Птенцы вылупляются либо голые, слепые и беспомощные – это птенцы гнездовых птиц, либо опушенные, зрячие, способные сразу или через небольшое время следовать за матерью, - это птенцы выводковых (или птенцовых) птиц.

Слайд № 13

Птицы – животные теплокровные, с постоянной температурой тела, совершенными органами дыхания. Легкие птиц многоячеистые, соединенные с воздушными мешками, что обеспечивает поступление кислорода в кровь при вдохе и выдохе.

Слайд №14

У птиц четырехкамерное сердце. Оно обеспечивает несмешиваемость артериальной и венозной крови. Хорошо развиты головной мозг и органы чувств.

ОТРЯД ПИНГВИНЫ

Слайды № 15

15-17 видов, появились около 60 млн. лет назад. Пингвины не могут летать: их задние конечности с перепонками, а передние превращены в ласты, которые активно используются при плавании. По земле эти птицы ходят медленно, переваливаясь с боку на бок, держа при этом тело на задних ногах вертикально. При остановках опираются на жесткое оперение хвоста. По льду и плотному снегу скользят, лежа на брюхе, отталкиваясь всеми конечностями.

Оперение иное, чем у других птиц: перья мелкие, жесткие, плотные, вершинами налегающие друг на друга, как черепица, ежегодно меняющиеся. Пуховых перьев нет. Под кожей всегда накапливается жир толщиной до 3 см. Плавают быстро, со скоростью до 36 км/ч. Из воды на берег выпрыгивают, преодолевая преграды полутораметровой высоты. Питаются рыбой, кальмарами, крабами, мелкими ракообразными.

Однажды образовавшаяся пара пингвинов сохраняется на всю жизнь. Гнезда устраивают на берегу из мелких камней либо в углублениях на земле. В кладке 1-2 яйца, насиживает либо самец, либо оба родителя поочередно, сменяя друг друга. При размножении и насиживании эти птицы образуют большие скопления.

Ролик

  1. Закрепление

Слайд № 16

Выберите правильные утверждения

  1. Все птицы способны к полету.
  2. Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.

4. Пух и пуховое перо это одно и тоже.

5. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.

7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез.

8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль.

9. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета.

10. Сердце у птиц четырехкамерное.

11. У всех птиц птенцы появляются слепые и беспомощные.

Слайд №17

ИГРА «УГАДАЙ ПТИЦУ»

Изменив порядок букв, узнайте названия птиц Ростовской области, занесенных в «Красную книгу».

Слайд № 18,19,20,21

ПТИЦЫ КРАСНОЙ КНИГИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд №22 ПТИЦА ГОДА

Домашнее задание

Слайд № 23

Ребята! Перед вами кроссворд. Если вы разгадаете слова по горизонтали, то по вертикали получится ключевое слово этого кроссворда.

Разгадай кроссворд:

1. Часть скелета задней конечности. 2. Скрученное белковое образование в яйце, на котором держится желток. 3. Сросшиеся мелкие кости стопы. 4. Вид желудка. 5. Птицы, живущие весь год на одном месте. 6. Расширение пищевода. 7. Какие могут быть птенцы? 8. Часть клюва. 9. Орган размножения. 10. Высокий гребень на грудине. 11. Орган кровеносной системы.

(Ответы: голень, канатик, цевка, железистый, оседлые, зоб, выводковые, надклювье, яичник, киль, сердце.)

§ 27. Вопросы.


Тема урока: «Класс Птицы»

Цель урока:

Обучающая — закрепление и обобщение и систематизация знаний учащихся о птицах, закрепление знаний о приспособлении птиц к полету, роли в природе и жизни человека, обоснования необходимости охраны птиц.

Развивающая — развивать умения обобщения знаний с помощью информационных листов. развивать умение анализировать, сравнивать; вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность путём обеспечения разнообразными источниками информации и формирование у учащихся способов работы с ними;

Воспитательная – воспитывать стойкий интерес к предмету, любовь к природе, осознание единства организмов живой природы

Тип урока: Обобщение знаний.

Методы обучения: коммуникативный, аналитический, проблемный, частично-поисковый, опережающего обучения, объяснительно-иллюстративный.

Технологии, используемые на уроке: ИКТ , технология проблемного обучения, игровая(элементы), здоровье — образовательная, исследовательская.

Оснащение урока: мультимедийная установка, аудиозаписи, учебная презентация, раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы, препаровальные иглы).

ХОД УРОКА

1. Кроссворд (Отгадывая кроссворд, называют тему урока)

1. Орг. момент

Учитель: – Доброе утро, ребята! Мне бы хотелось, чтобы вы были сегодня активными, чтобы ваши ответы были правильными и аргументированными.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Оглядитесь вокруг: они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.

Сегодня мы урок посвящаем обобщению и систематизации знаний по теме «Птицы», на котором мы поговорим о птицах, которые окружают нас, о том, какое они имеют строение и значение в природе и жизни человека и почему важно их охранять.

Учитель . Прежде, чем начать урок, хочу напомнить известную поговорку

Цыплят по осени считают” и пожелать быть собранными, внимательными.

« Круг знаний »

( Фронтальный опрос).

      Какая наука изучает птиц? (Орнитология)

      Самая маленькая птица в мире? (Колибри )

      Какова температура тела птицы зимой, а какая летом? (одинаковая: +40 — +42 о С)

      Как называется искусственная наседка? (Инкубатор)

      Отгадайте загадку: мать, отца не знаю, но часто называю. Детей звать не буду – чужим сбуду. (Кукушка)

      У какой птицы 2 пальца на ногах? (У африканского страуса)

      Какие птицы нашей местности выводят птенцов в декабре, январе? (Клесты)

      С помощью, какой птицы ловят рыбу в Китае? (Баклан).

      Дышит ли цыпленок в яйце? (Да, через поры в скорлупе ).

      У каких птиц самки больше и сильнее самцов. (У хищных).

12.Переворачивает ли птица яйца в гнезде и зачем? (Да, для равномерного нагревания)

13.Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову)

14.Отгадайте загадку: кто в воде купался, да сух остался? (Гусь)

15.Как называется группа птиц, которая имеет грудную кость без киля? (бескилевые)

16. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)

17.Назовите самую большую птицу в мире (Страус, ее вес может превышать 150 кг, а высота 2 м)

18.Какая птица называется фамилией великого русского писателя? (Гоголь)

19.Какие птицы прилетают в нашу местность первыми? (Грачи, скворцы)

20.«Фабрика косметики» у птиц – это? (Копчиковая железа ).

21.Второе название фламинго? (красный гусь)

22. Что внутри птичьих костей?(воздух).

23. Скольки камерное сердце у птиц? (четырёх).

24. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки).

25. Птица – символ мира и чистоты? (голубь).

26. Что птицам страшнее зимой – холод или голод? (голод).

27 Что восполняют птицам отсутствие зубов? (камушки, стёклышки в желудке).

Кластер Птица

« Приспособленность птиц к полёту»

(видеоролик «Полет»)

Какие приспособления к полету имеются у птиц?

ПРИЗНАК

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.

Скелет

Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.

Мышцы

Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).

Пищеварительная система

Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.

Дыхательная система

Усложнение: появление (вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.

Кровеносная система

4 – камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.

Нервная система

Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.

Органы выделения

Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).

Физминутка.

« Волшебная шкатулка»

Вам нужно отгадать, что лежит в этой шкатулке?

Это продукт, мне он нравится, но при чрезмерном употреблении этого продукта развивается заболевание зубов — кариес. И многие родители прячут его от детей. Вы не догадались? (Конфета)

Внимание вопрос! Конфета названа именем птицы. Английское название этой птицы thepetre происходит от имени св. Петра, который мог, как известно, ходить по воде. А эти птицы способны делать то же самое только на море, даже в бурю.

Вы не догадались?

Из поэмы А. М Горького мы узнали, что эта птица гордо реет над седой равниной моря и радуется буре . (Буревестник)

Тур « Кто быстрей»

Итак, начинаем (знаешь ли ты отряды птиц). По очереди каждой команде будут предложены названия птиц, они должны назвать отряд:

1. глухарь — лесные куриные,

2. ворона — воробьинообразные,

3. дятел – дятлы,

4. страус – страусообразные,

5. гусь – гусеобразные,

6. тетерев – лесные куриные,

7. сорока – воробьинообразные,

8. лебедь – гусеобразные,

9. филин – совы,

10. клест – воробьинообразные,

11. утка – гусеобразные,

12. фазан – куриные.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ” :

Найдите в предложенном перечне птиц лишнюю. Ответ обоснуйте.

      Дятел, жаворонок, соловей

Ответ: дятел, т.к. птица оседлая, а соловей и жаворонок –

перелетные.

      Канюк, скопа, филин

Ответ: филин, т.к. ночная хищная птица, а канюк и скопа — дневные.

3.Скворец, синица, иволга

О твет: иволга, т.к. она не встречается в культурных ландшафтах).

4.Рябчик, тетерев, журавль

Ответ: журавль, т.к. он не относится к отряду куриные, а именно к лесным куриным птицам, журавль – птица открытых пространств).

Тур «Учитель»

Защита презентации.Объяснить противоположной группе «Строение яйца», «Строение пера»

«Орнитологический футбол».

Команды по очереди должны назвать названия птиц на буквы алфавита. Проиграет та команда, которая не сможет ответить.

Например:

А – аист Б – беркут

В – ворона Г – грач

Д – дрозд Е – ельник

Ж – жаворонок З – зяблик

И – иволга К – казарка

Л – ласточка М – мандаринка

Н – нанду О – орел

П – перепел Р – рябчик

С – скворец Т — тетерев

У – удод Ф – филин

Х – хохлан Ц – цапля

Ч – чечетка Ш – шилоклювка

Щ – щегол Э – эму

Ю — юла Я – ястреб

Рефлексия «Звуки птиц»

Подведение итогов урока.

Домашне задание: Составить эссе по теме «Значение птиц в жизни человека »

Выставление оценок.

Дать название мультфильма в которых вы видели данныхперсонажей.

«Орнитологический футбол».

А –

Б –

В –

Г –

Д –

Е –

Ж –

З –

И –

К –

Л –

М –

Н –

О –

П –

Р –

С –

Т –

У –

Ф –

Х –

Ц –

Ч –

Ш-

Щ –

Э –

Ю —

Я –

Пауза «Узнай птицу»
(дятла)

Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздается короткий отрывистый стук. Найдет эта птица в лесу дерево с расщелинкой и устроит в ней свою «кузнецу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достает из-под чешуек семена. Питаются они насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. С утра до позднего вечера работает он, долбит дерево крепким, как долото клювом, а потом длинным языком достает насекомых. Дерево долбит несколько дней, пока не получится дупло. Гнездится в дуплах деревьев.

(скворец)

Майское утро… Рассвет. С реки незаметно ползет, надвигается голубой туман. Но вот туман розовеет. Восходит солнце. И с первыми лучами просыпаются птицы. Их голосами полнится старый бор. Вот защелкал чародей леса. И кажется, будто притихший лес только и ждал его первой трели Затрепетало, заговорило каждое деревце. Недаром об этой птице говорят: «Е лесном оркестре — это первая скрипка — самая трепетная, самая звонкая и самая нежная».
А на вид он скромен: маленький, серенький с длинным хвостом v большими, немного грустными глазами. Прилетает он к нам — ранней весной когда кое-где еще лежит снег. Прилет этих птиц — верный признак весны

Тест

1. Из перечисленных птиц копчиковой железы нет у:

а) голубя

б) страуса

в) гуся

2. Нижняя часть пера, погруженная в кожу, называется:

а) опахало

б) ствол

в) очин.

3. Максимального размера у птиц достигают мышцы:

а) спины

б) груди

в) подключичные мышцы

4. Позвоночник птиц имеет:

а) четыре отдела

б) пять отделов

в) шесть отделов

5, Объем грудной клетки у птиц может изменяться за счет:

а) подвижного соединения ребер.

б) взмаха крыльев

в) подвижного соединения киля с грудиной

6. Сколько пальцев сохранилось у птиц в процессе эволюции:

а) 3

б) 4

в) 5

7. Цевка — это часть:

а) верхних конечностей

б) нижних конечностей

в) грудной клетки

8. Зоб — это орган:

а) хранения и полного переваривания пищи

б) хранение и частичного переваривания пищи

9. У какой птицы максимально развит мускульный желудок:

а) у тетерева

б) у орла

в) у дятла

10. В воздушных мешках птиц:

а) происходит газообмен

б) не происходит газообмена

11. Аорта птиц несет:

а) смешанную кровь

б) артериальную кровь

в) венозную кровь

12. Большой круг кровообращения заканчивается в:

а) левом предсердии

б) правом предсердии

в) левом желудочке

г) правом желудочке

13. Яйца птиц при своем развитии:

а) поглощают воду из тела матери

б) поглощают воду из внешней среды

в) поглощают воду из содержимого яйца

Урок биологии по теме "Размножение и развитие птиц" 7 класс

Цель урока : раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц. На основании сходства зародышей птиц и пресмыкающихся установить родство между этими группами животных.

Образовательные задачи : Расширить и углубить знания учащихся о внутреннем строении птиц, изучить особенности строения половой системы птиц, выявить черты ее приспособленности к полету. Выяснить тип оплодотворения у птиц, как происходит процесс их размножения и развития. Изучить строение яйца птиц и функции его оболочек, а также типы развития птенцов. Выяснить, как птицы заботятся о потомстве и, каково значение этого явления в их жизни.

Воспитательные задачи : Продолжить воспитание эстетических чувств к красоте живой природы (изображения и голоса птиц). Продолжить воспитание культуры умственного труда, формирование познавательного интереса (биологические задачи, сообщения учащихся).

Развивающие задачи : Продолжить развитие памяти, речи, логического мышления и навыков самостоятельной работы, а также развития общеучебных навыков (чтение, подготовка сообщений).

Тип урока : комбинированный

Методы : проблемно-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа в парах.

Оборудование: модель яйца страуса, таблицы “Класс Птицы. Скелет и мышцы голубя”, «Класс Птицы. Внутреннее строение голубя», «Многообразие и экологические группы птиц», "Эмбриональное развитие хордовых", презентация, раздаточный материал, лабораторное оборудование.

ХОД УРОКА 1.Организация класса.

Приветствие, сообщение темы, цели урока, плана работы, отметка отсутствующих.

Цели урока:

    закрепить знания об особенностях строения систем внутренних органов птиц в связи с полётом;

    раскрыть особенности размножения и развития птиц.

(СЛАЙД №1) Содержание урока: (выполнена запись на доске)

1. Внутренние органы птицы.

2. Система органов размножения: органы размножения самца; органы размножения самки.

3. Строение и развитие яйца. (П/р.)

4. Развитие зародыша.

5. Типы развития птенцов.

II. Актуализация знаний:

«Унция опыта и труда стоят больше, чем тонна теории» (Джон Дьюи).

Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населенный лишь одними динозаврами мир, огласился птичьим пением. А ещё через миллионы лет зашагал по земле человек, способный оценить это пение.

(СЛАЙД №2) Поднял человек голову, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками!

(СЛАЙД №3) Поднял человек голову вверх – аиста увидел, который свил гнездо на вершине высокого дуба, как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет!

(СЛАЙД №4) Поднял человек голову вверх – а там орел парит, свободно, легко! «Вот бы и мне так» - подумал человек, соорудил крылья и бросился вниз с колокольни. Не единожды вниз бросался, прежде чем взмыл вверх, опираясь не на силу мускулов, а на силу своего разума. И родилась авиация. Быстрее звука летают самолеты куда там птицам. Но по экономичности полёта пернатые недосягаемые.

(СЛАЙД №5) Синичка на одном грамме жира пролетает 100км!

Оканчивают военные училища молодые штурманы. Корабль, самолет в любую точку земли привести могут.

(СЛАЙД № 6, №7) Но и птицы, возвращаясь к нам после зимовки, находят известные только им ориентиры и приземляются точно на ту же самую поляну, с которой они стартовали осенью!

(СЛАЙД №8) Пернатые прекрасно видят, и мы недаром говорим: «Зоркий как сокол!» Они прекрасно слышат и поют!

(СЛАЙД №9) Без них скучно в осеннем саду, и мы радуемся их возвращению весной. Да что говорить! Птицы – это птицы!

(СЛАЙД № 10) Какие же особенности внешнего и внутреннего строения позволяют птицам летать?

1.Приспособленность птиц к полёту

ПРИЗНАК

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

(СЛАЙД № 11)

Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.

Скелет

(СЛАЙД № 12)

Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.

Мышцы

(СЛАЙД № 13)

Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).

Пищеварительная система (СЛАЙД №14)

Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.

Дыхательная система

(СЛАЙД №15)

Усложнение: появление (вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.

Кровеносная система

(СЛАЙД №16)

4 – камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.

Нервная система

(СЛАЙД №18)

Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.

Органы выделения

(СЛАЙД № 19)

Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).

2 . Особенности строения головного мозга у пресмыкающихся и птиц.

(СЛАЙД № 19) Учитель. Определите, к какому классу животных относятся функции, которые описаны во 2-м и 3-ем столбцах таблицы.

(СЛАЙД №20)

Отдел мозга

Пресмыкающиеся

Птицы

Обонятельные доли

Запах воспринимают с помощью ноздрей и языка

Развиты слабо (кроме киви и падальщиков)

Передний мозг

Хорошо развит, появляются зачатки коры больших полушарий, выработка условных рефлексов

Сильно развит, больше площадь коры больших полушарий, сложные инстинкты.

Мозжечок

Слабо развит

Развит очень хорошо, точная координация движений

Средний мозг

Недостаточно развит

Хорошо развиты зрительные бугры, совершенное зрение.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Органы размножения:

На предыдущем уроке мы узнали о том, что нервная система птиц по сравнению с ранее изученными нами классами позвоночных животных (рыбами, земноводными, пресмыкающимися) высоко развита. Этим мы объяснили большую сложность поведения птиц (выработка условных рефлексов). Но многие действия птиц являются врождёнными, инстинктивными. Таковы, например, особенности поведения, связанные с размножением: образование пары, постройка гнезда, насиживание яиц.

Стимулами к размножению для большинства птиц является достаточное количество корма и продолжительность светового дня. В наших умеренных широтах размножение птиц происходит весной, хотя и в разные сроки. Размножению птиц предшествует сложная процедура образования пар (они обычно образуются на один сезон, лишь у крупных птиц пары образуются на много лет). Самцы многих птиц поют, устраивают турниры, демонстрируют яркую окраску своего оперения. Всё это называется токованием . Оно служит для привлечения самок, которые осуществляют, сидя в стороне, весьма непростой выбор.

–Вспомним органы размножения у пресмыкающихся (у самки- яичники, у самца -семенники)

Что можете сказать об органах размножения птиц?

Рассказ учителя с показом (Слайд 21) читать по слайду

Птицы раздельнополы. Самец имеет два семенника, которые к моменту размножения увеличиваются в тысячи раз, а самка -- один яичник. От органов размножения в клоаку тянутся выводные трубки (два семяпровода или яйцевод).

В период размножения яичник напоминает маленькую гроздь винограда. Каждая «ягода» грозди - это тонкостенный пузырек, заключающий в себе яйцевую клетку. Созревая, она увеличивается в размерах, в ней накапливаются питательные вещества, которые превращаются в желток будущего яйца. Когда яйцеклетка выходит из яичника в яйцевод, тут происходит ее оплодотворение. У птиц, как и у пресмыкающихся, оплодотворение внутреннее. Оплодотворенная яйцеклетка начинает делиться и, проходя по яйцеводу, окружается оболочками.

(СЛАЙД № 22) Перед откладкой яйца многих птиц покрываются в яйцеводе красящими веществами. У птиц, гнездящихся в дуплах и других закрытых местах, яйца обычно однотонные -- белые или голубые. У птиц, которые строят открытые гнезда, яйца часто имеют характерный рисунок, играющий роль покровительственной окраски.

Весь процесс от времени выхода яйцевой клетки из яичника и до откладки яйца продолжается около суток. Птица откладывает сразу лишь одно яйцо.

Какие особенности системы органов размножения птиц связаны с полетом?(увеличение размеров органов размножения только в период размножения, один яичник у самки, откладка только одного яйца).

2 .Выполнение практической работы №8 по инструктивной карточке, используя тест статьи “Какое строение имеет яйцо?” (с 202– 203 учебника). Учащиеся выполняют практическую работу в рабочих тетрадях с печатной основой на стр.92 № 175, № 176.

Инструктивная карточка

(рабочая тетрадь стр.92, задание 175, 176)

Практическая работа.

Тема: Изучение строения куриного яйца.

Цель : изучить особенности строения куриного яйца

Оборудование : лабораторные инструменты, живой объект.

(Инструктаж по технике безопасности )

Ход работы

Исследуйте строение птичьего яйца .

1.Рассмотрите форму куриного яйца. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри. Скорлупу сохраните.

Вы рассмотрели 2 оболочки: известковую скорлупу и подскорлуповую оболочку. А как вы думаете, почему вымытые яйца быстрее портятся?

2. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики (халазы). От какой части яйца они отходят.

3. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск. Где он расположен? Объясните функциональное значение такого расположения зародышевого диска.

4. Проведите по желтку лезвием препаровальной иглы Что наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?

5. Рассмотрите яичную скорлупу через ручную лупу. Не обнаруживаются ли поры? Если обнаруживаются, то как распределены: равномерно или сгруппированы в какой-то части скорлупы? Обоснуйте функции пор.

6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Объясните назначение этой камеры.

8. На схеме «Строение яйца» (задание № 175) обозначьте его части и укажите значение (задание № 176).

9. Сформулируйте вывод об особенностях строения яйца.

Результаты работы:

(СЛАЙД №23)

(СЛАЙД № 23) Строение яйца птицы

Части яйца

Выполняемые функции

Скорлупа

Защита от механических повреждений, бактерий, газообмен, источник минеральных веществ на образование скелета зародыша.

Подскорлуповая оболочка

Образование воздушной камеры, защита

Воздушная камера

Запас воздуха для первого вдоха птенца легкими

Предохраняет желток от повреждений, дополнительный источник воды для зародыша

Поддерживают на весу желток в середине белка

Запас питательных веществ и воды для зародыша

Зародышевый диск

Развитие зародыша

(СЛАЙД № 25) Контрольный вопрос : Какие условия необходимы для успешного развития эмбриона?

(СЛАЙД № 26) Условия, необходимые для развития зародыша

(СЛАЙД № 27) Откуда зародыш получает все необходимое

1.Желток яйца

    Кислород

2.Из окружающей среды через поры

    Защита от высыхания и повреждений

3.Белок, скорлупа, подскорлуповая оболочка

4.Желток и белок яйца

5.Тепло птицы при насиживании, t 39-40 0 С

Учитель : Итак, яйцо птицы – сложная полуавтономная система, зародыш в яйце обеспечен всем необходимым. Почему яйцо названо полуавтономной? (Поскольку не может функционировать без тепла птицы).

2. Есть ли сходства в строении половой системы птиц и пресмыкающихся? (Да. Оплодотворение внутреннее, органы размножения открываются в клоаку).
3. Есть ли сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся? (Да. Откладывают крупные оплодотворенные яйца; яйца покрыты плотной оболочкой; яйца богаты питательными веществами (желток); развитие зародыша идет за счет питательных веществ).
4. Какое значение имеет желток? (Запас питательных веществ).
5. Какое значение имеет белок? (Источник воды, и предохраняет желток (зародыш) от повреждений).
6. Каково значение внешней оболочки яйца? (Защищают яйцо от проникновения бактерий).

А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад) Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой) Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

(СЛАЙД № 28) 3. Задача. Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнёздах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Внимательно изучив строение птичьего яйца, они поняли, какое значение имеет такое положение яиц. Объясните "открытие" юных орнитологов.

4. Развитие зародыша.

Рассказ учителя с опорой на таблицу "Эмбриональное развитие хордовых".

Развитие зародыша прекрасно изучено у домашней курицы.

На вторые – третьи сутки у этого зародыша закладываются кровеносная система и нервная системы, хорошо заметны глазные пузыри.

На одной из стадий развития зародыш птицы схож с зародышем рыбы, о чем свидетельствует жаберные щели и продолговатое рыбообразное тело с хвостом.

Со временем он становится похожим на зародыш пресмыкающихся: передник конечности наземного типа, сравнительно длинный хвост с позвонками, позвоночник из несросшихся позвонков.

На пятые-шестые сутки зародыш имеет в целом выраженные признаки птиц: форма тела, клюв, зачатки крыльев. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.

При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.

5. Сроки насиживания (Сообщение учащегося)

- Курица сидит на яйцах 21 день. Большой пестрый дятел - только 10 дней. Мелкие воробьиные птицы насиживают обычно две недели, а крупные хищники - до полутора месяцев. Страус (именно страус, а не страусиха) высиживает свои гигантские яйца шесть недель. Самка, а затем самец императорского пингвина «выстаивает» в разгар полярной ночи единственное яйцо, в полкило весом, девять недель. В Книгу рекордов Гиннесса включен странствующий альбатрос: он сидит на гнезде 75 - 82 дня. В общем, мелкие яйца или крупные, в тропиках или в Арктике, а в три месяца укладываются все.

Учитель. Следует отметить, что сроки насиживания зависят от величины птиц, характера постройки и расположения гнезд.

(СЛАЙД 29) Каковы типы развития птенцов? (Сообщение учащегося)

(СЛАЙД № 30) У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми . Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной.

(СЛАЙД № 31) У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми . Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается.

Учитель. Почему у выводковых птиц птенцов бывает больше? Чем птицы выкармливают птенцов?

(СЛАЙД № 32) Число прилетов с кормом к гнезду у разных птиц

Поползень ……………………………………………370-380 раз в день

Скворец………………………………………………198 раз за 17 часов

Ласточка городская………………………………….295 раз за 18 часов

Синица большая …………………………………….332 раза за 18,5 часа

Горихвостка………………………………………….469 раз за 20 часов

Мухоловка серая …………………………………….484 раза за 20 часов

Мухоловка-пеструшка:

Самец……………………………………………..275 раз за 12 часов

Самка……………………………………………..312 раз за 12 часов

Учитель: Какова польза птиц? (Уничтожают огромное количество вредных насекомых.)

Да,«рабочий день» птиц очень велик и за время кормления птенцов они уничтожают огромное количество вредных насекомых.

Кроме насиживания, кормления птенцов и их обогрева родители проявляют ещё разнообразные заботы о потомстве – чистка гнезда от экскрементов, совместная активная защита родительскими парами птиц своих гнёзд от врагов, часто даже превосходящих их силой.

IV. Закрепление

    Скорлупа яйца и его белок образованы выделениями желез: а) яичника; б) семенника; в) яйцевода.

    От заражения зародыша бактериями защищает: а) белок; б) надскорлуповая оболочка; в) скорлупа.

    Птица, относящаяся к выводковым: а) жаворонок; б) тетерев; в) синица.

    Зародыш приобретает черты строения птицы: а) на 2-е сутки; б) на 9-е сутки; в) на 5-е сутки.

    Яйца птиц насиживаются при температуре: а) 32-35 0 С, б) 39-40 0 С; в) 36-37 0 С.

    У птиц, в отличие от пресмыкающихся, яйцо а) не имеет оболочки; б) покрыто кожистой оболочкой; в) покрыто известковой скорлупой; г) не окрашено.

    По своему строению зародыш птицы напоминает зародыша пресмыкающегося. Это свидетельствует: а) о разнообразии птиц; б) о родстве птиц и пресмыкающихся; в) об усложнении птиц по сравнению с пресмыкающимися; г) о развитии организмов.

(СЛАЙД № 33) Ответ: 1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б. (взаимопроверка: «5» - без ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнали, что

1. Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрыты рядом оболочек;

2. Для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества; кислород, тепло и определенная влажность.

3. Сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов;

4. Размножение птиц более совершенно, чем у ранее изученных позвоночных. Благодаря этому особи успешно и быстро приспосабливаются к изменившимся условиям обитания.

Ребята, актуален ли девиз нашего урока? Узнали ли вы на уроке что-то новое? Было ли вам интересно на уроке? Как вы оцениваете свое участие в уроке? Где полученные знания вы можете применить? Какие правила поведения в природе необходимо соблюдать? - Дайте ответы на эти и другие вопросы в своем рабочем листе с помощью таблицы.

(СЛАЙД № 34) V. Домашнее задание. § 27, выполнить задание по выбору: 1. При просмотре на просвет собранных в течение месяца куриных яиц можно заметить, что в некоторых яйцах воздушные камеры небольшие, а в некоторых сильно увеличены. Как можно объяснить такое явление? 2. Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно (в течение суток). Почему так происходит?

Приложение 1

    На уроке я работал

активно/ не очень/ пассивно

    Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

    Урок для меня показался

интересным/ не интересным

    Материал на урока мне был

понятен/ не понятен

    Мое настроение

Какую бы оценку вы поставили себе за урок: «5», «4», «3», «2»?

https://pandia.ru/text/78/210/images/image002_26.gif" width="522" height="127 src=">Комплексная дидактическая цель: В результате овладения содержанием модуля учащиеся должны:
1. Знать внешнее и внутреннее строение птиц, процессы их жизнедеятельности.
2. Проанализировать эволюционные изменения систем органов по сравнению с ранее изученными классами позвоночных животных.
3. Изучить особенности строения птиц, связанные с приспособленностью к полету.
4. Получить представление об экологических группах птиц и о систематике птиц.

М №1 - Внешнее строение, скелет и мышцы птиц.
М №2 - Внутреннее строение птиц.
М №3 - Размножение и развитие птиц. Приспособленность к сезонным явлениям природы.
М №4 - Многообразие птиц.
При разработке уроков использованы материалы. 1. , Шарова. Животные. М., «Просвещение», 1995
2. , Белых тетрадь по биологии 7-8 классы (Раздел «Животные»). М.,1995.
3. Сухова по биологии 6-11 класс. М., Дрофа, 1998.
4. Резникова зачеты. Биология 8., м., 1993.
5. , Теремов материал по зоологии. М.,РАУБ, 1997.
Модуль № 1. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ, СКЕЛЕТ И МЫШЦЫ ПТИЦ.

Учебный элемент - 0.
Интегрирующая цель: а) Изучить внешнее строение, скелет и мышцы птицы;
б) Найти особенности строения птиц по сравнению с ранее изученными классами.

Учебный элемент –1

Цель: определить исходный уровень знаний о классах земноводных и пресмыкающихся, а также о общебиологических понятиях.
1. Запишите в тетради дату и название темы.
2. Выполните тестовую работу.
3. Проверьте правильность выполнения теста.
4. Определите уровень ваших знаний.
5. Проанализируйте ошибки.

Учебный элемент - 2.

Цель: получить представление об особенностях строения птиц (лекция).

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить особенности строения птиц. Самостоятельная работа.
1. Прочитайте по учебнику § 53.
2. Изучить рисунки к § 53.
3. Выполните работы № 000 и «Проверьте себя». Проверьте правильность их выполнения и проанализируйте ошибки (в группе).
4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 53.

Учебный элемент - 4.

1) Цель: найти особенности строения скелета птиц, провести сравнение со строением скелета пресмыкающихся.
1. Прочитайте § 54.
2. Заполните таблицу «Скелет птицы».
3. Изучите рисунки к § 54.
4. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к § 54.
5. Выполните работу № 000.
Приложение к модулю № 1. 1. Жабы отличаются от лягушек тем, что они имеют:

b) более короткие задние ноги

c) грубую кожу, покрытую бугорками

d) два круга кровообращения

2. Координацией движения управляют:

a) спинной мозг

b) продолговатый мозг

c) мозжечок

d) средний мозг

3. Внутреннее оплодотворение характерно для:

b) тритона

c) ящерицы

d) червяги

4. У безногой ящерицы в отличии от змей:

a) подвижные непрозрачные веки

b) тело покрыто чешуей

c) раздвоенный на конце язык

d) покровительственная окраска

4. Головной мозг земноводных снабжается кровью:

a) венозной

b) артериальной

c) смешанной

5. Рефлекс - ответная реакция на раздражение, осуществляемая:

a) мускулатурой

b) пищеварительной системой

c) нервной системой

d) всеми системами органов

6. Безусловные рефлексы –

a) врожденные

b) приобретенные

c) действуют постоянно

d) проявляются у особей одного вида по разному

8. По берегам рек, прудов и озер живет:

а) уж обыкновенный

б) обыкновенная гадюка

г) среднеазиатская черепаха

9. Развитие пресмыкающихся:

а) прямое

б) с полным превращением

в) с неполным превращением

Работа № 000

Рассмотрите чучело птицы по плану, приведенному в лабораторной работе № 7 (стр. 252) и рисунок 232 в учебнике. Заполните таблицу.
Особенности внешнего строения птицы.

Признаки

Особенности строения

Основные отделы тела

Органы головы

Органы туловища

https://pandia.ru/text/78/210/images/image004_14.jpg" width="397" height="251">
Критерии оценки. Тестовая работа:
9 - высокий уровень знаний;
8, 7 - средний;
6 - низкий.
Каждая правильно выполненная работа оценивается в 1 балл, если в работе есть ошибки - 0 баллов. § 53.
Домашнее задание.

Сумма баллов за урок

Повторить записи в тетради

§ 53, 54, повторить записи в тетради

Модуль № 2.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ.

Учебный элемент - 0.
Интегрирующая цель: а) Изучить внутреннее строение птиц;
б) Проанализировать эволюционные изменения систем органов;
в) Отметить особенности строения, связанные с приспособленностью к полету.

Учебный элемент -1.

Цель: получить представление о внутреннем строении птиц и его особенностях (лекция).

2. Внимательно слушайте лекцию «Внутреннее строение птиц».
3. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Учебный элемент - 2.

Цель: изучить внутреннее строение птиц.
Самостоятельная работа.
1. Прочитайте § 55 и § 56 «Система органов размножения».
2. Изучите рисунки к § 55, 56.
3. Выполните работу № 000, 123. Проверьте правильность их выполнения, проанализируйте ошибки.
4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 55.

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить изменения во внутреннем строении птиц, связанные с приспособленностью к полету.
1. Обсудите в группе устные ответы на вопросы к § 55.
2. Выполните работу № 000 и задание «Проверьте себя».
3. Обсудите задание «Проверьте себя» в классе.
4. Составьте в тетради обобщающую таблицу.

Органы птицы

Особенности, связанные с полетом

Внешнее строение

Система органов

5. Обсудите таблицу в группах.
Приложение к модулю № 2.
Работа № 000.


Укажите, какими цифрами на рисунке обозначены органы:

a) пищеварительной системы ___

b) дыхательной системы _______

c) кровеносной системы _______

Работа № 1Укажите, что означают цифры, приведенные на рисунке.

2. Каковы особенности строения головного мозга птицы?
Работа № 000. 1. Укажите, какие изменения, связанные с полетом произошли в таких системах органов птиц, как:

a) пищеварительная;

b) дыхательная;

c) кровеносная.

2. Каким образом обеспечивается высокий уровень обмена веществ в организме птиц?
«Проверьте себя». 1. Укажите приспособления к полету в строении таких органов птиц, как:

a) пищеварительная;

b) дыхательная;

c) кровеносная.

2. Чем отличается обмен веществ птиц от обмена веществ пресмыкающихся?
3. В чем усложнения в строении нервной системы птиц, по сравнению с пресмыкающимися?
Критерии оценки. Аналогично модулю №1.
Домашнее задание.

Сумма баллов за урок

Повторить записи в тетради

§ 55, 56 (до строения яйца), повторить записи в тетради

Модуль № 3.

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ПТИЦ К СЕЗОННЫМ ЯВЛЕНИЯМ ПРИРОДЫ.
Учебный элемент - 0.
Интегрирующая цель: а) Изучить размножение и развитие птиц и их приспособленность к сезонным явлениям;
б) Отметить поведенческие реакции птиц, связанные с заботой о потомстве и сезонными явлениями;
в) Дать понятие о происхождении птиц

Учебный элемент - 1.

Цель: актуализировать опорные знания по теме «Внешнее и внутреннее строение птиц».
1. Запишите в тетради тему и дату урока.
2. Выполните тестовую работу.
3. Проверьте правильность выполнения, определите уровень ваших знаний, проанализируйте ошибки.

Учебный элемент - 2.

Цель: получить представление о размножении и развитии птиц, их приспособленности к сезонным явлениям и происхождении птиц.
1. Внимательно слушайте лекцию.
2. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить размножение и развитие птиц.
1. Прочитайте § 56 (начиная с раздела «Строение яйца»).
2. Изучите рисунки к § 56.
3. Выполните работы № 000, 126. Проверьте правильность выполнения. Проанализируйте ошибки (в группе).
4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 56.

Учебный элемент - 4.

Цель: изучить приспособленность к сезонным явлениям.
1. Прочитайте § 57 и изучить рисунки.
2. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к § 57.
3. Найдите различия между перелетными, кочующими и оседлыми птицами.
4. Выполните работы № 000, 128. Проверьте правильность выполнения, проанализируйте ошибки.
5. Письменно ответьте на задание «Проверьте себя».

Учебный элемент - 5.

Цель: изучить происхождение птиц.
1. Прочитайте § 58.
2. Составьте таблицу на стр. 176.
3. Проверьте таблицу в группе и обсудите допущенные ошибки.
4. Выполните, проверьте и оцените в группах работы № 000, 130.
Приложение к модулю №3.
Тестовая проверочная работа . 1. Кожа птиц

a) покрыта роговыми чешуйками или щитками

b) голая, влажная, имеет много желез

c) покрыта костной чешуей и слизью

d) сухая, покрыта перьями

2. В строении задних конечностей птиц появляется...

3. При полете воздух воздушных мешков у птиц

a) повышает температуру их тела

b) защищает внутренние органы от перегревания

c) предохраняет их органы от охлаждения

d) не влияет

5. Какие отделы головного мозга особенно хорошо развиты у птиц?

a) только продолговатый мозг

b) только мозжечок

c) только передний мозг

d) мозжечок и передний мозг

6. Механическая переработка пищи у птиц происходит в

a) ротовой полости

b) пищеводе

c) желудке

d) кишечнике

7. Какой орган чувств лучше всего развит у птиц?

a) орган слуха

b) орган осязания

c) орган обоняния

d) орган зрения

8. Какие железы развиты в коже птиц?

a) железы, выделяющие слизь

b) потовые

c) копчиковые

d) сальные

9. Среди перечисленных ниже примеров, найдите условный рефлекс.

a) птенец клюет все предметы, попадающие в поле зрения

b) птенец более позднего возраста клюет только съедобные предметы

c) самка высиживает птенцов

d) птицы строят гнезда

Работа № 000. Рассмотрите рисунок, на котором показана схема строения яйца птицы. Укажите, что означают приведенные на этом рисунке цифры.

Работа № 000. Назовите виды птиц, птенцы которых вылупляются из яиц:

a) беспомощные, голые и слепые

b) зрячие, покрытые пухом, способные следовать за родителями

Работа № 000. В следующем перечне названий птиц подчеркните одной чертой названия перелетных птиц; двумя - кочующих и не подчеркивайте название оседлых птиц:

a) лесной конек

b) береговая ласточка

c) тетерев

d) белая куропатка

e) обыкновенная кукушка

f) серая ворона

g) полевой воробей

i) обыкновенный скворец

j) большая синица

Работа № 000. Рассмотрите рисунок 253 в учебнике и ответьте на вопросы:
1. Какое гнездо у лесного конька? Где оно расположено.
2. Что характерно для гнезда иволги?
3. Чем гнездо ласточки отличается от гнезда иволги?
4. Чем похоже гнездо дятла на гнездо береговой ласточки?

«Проверьте себя». 1. Укажите в какие сезоны года у большинства птиц нашей страны бывают такие явления, как:

a) гнездование

d) кочевки

2. Какое значение в жизни птиц нашей страны и раскройте причины перелетов.

Работа № 1Укажите черты сходства птиц с пресмыкающимися в:

a) строении

b) размножении

c) развитии

2. Сделайте вывод на основании черт сходства пресмыкающимися.
Работа № 000. На схеме, приведенной на первом форзаце учебника найдите местоположение птиц и ответьте на вопросы:
1. Когда появились на Земле птицы?
2. С какими животными они имеют наибольшее сходство?
3. О чем свидетельствует это сходство?
Критерии оценки.
А
налогично модулю № 1.
Домашнее задание.

Сумма баллов за урок

Повторить записи в тетради

§ 56, 57, 58, повторить записи в тетради

Модуль № 4.

МНОГООБРАЗИЕ ПТИЦ.
Учебный элемент - 0.
Интегрирующая цель: а) Изучить многообразие экологических групп птиц.
б) Ознакомиться с классификацией птиц и характеристикой основных отрядов.
в) Получить представление о значении птиц и их охране.

Учебный элемент -1.

Цель: получить представление о многообразии птиц (лекция).
1. Внимательно слушайте лекцию.
2. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Учебный элемент -2.

Цель: изучить основные экологические группы птиц.
1. Прочитайте по учебнику § 59.
2. Заполните таблицу.

Местообитание

Особенности строения

3. Обсудите таблицу в группе.
4. Выполните работы № 000, 132. Проверьте правильность их выполнения, проанализируйте ошибки.

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить основные отряды птиц.
1. Прочитайте по учебнику § 62.
2. Составьте таблицу и проанализируйте ее в группе.

3. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к §62.

Учебный элемент - 4.

Цель: получить представление о значении птиц и основных способах их охраны и привлечения.
1. Прочитайте по учебнику § 60.
2. Обсудите в группе положительную и отрицательную (если сна есть) роль птиц в природе и жизни человека.
3. Составьте памятку по охране и привлечению птиц.
4. Заполните таблицу из работы № 000.

Учебный элемент - 5.

Цель: получить представление о значении домашних птиц.
1. Прочитайте по учебнику § 61.
2. Подготовьте устно или обсудите в группе ответы на вопросы к § 57.
3. Выполните работы № 000, 137. Проверьте правильность выполнения.
Проанализируйте ошибки.
Приложение к модулю № 4.
Работа № 000. Найдите в разделе «Промысловые птицы» (§ 60) сведения о практическом значении птиц. Заполните таблицу.

Работа № 000. Домашние птицы произошли от диких птиц. Назовите предков пород:

a) домашних кур

b) домашних уток

c) домашних индеек

Работа № 000. Найдите в разделе «Домашние утки»(§ 61) сведения о разнообразии домашних птиц. Заполните таблицу.

Группа домашних птиц

Практическое значение

Критерии оценки.
Аналогично модулю № 1.
Домашнее задание.

Сумма баллов за урок

Повторить записи в тетради.

§59-62,повторить записи в тетради.