Восстание маккавеев. Маккавеи, библейская энциклопедия брокгауза

Хасмонеи, коллективное имя (наряду с именем Маккавеи) лидеров восстания, начавшегося в 167 г. до н.э. против Селевкидской Сирии: Маттитьяху бен Иоханан Маккавей, Иехуда Маккавей, Шимон Хасмоней, Ионатан Хасмоней и члены их царствующего дома.

Хасмонеи происходили из священнического рода Иехоярив, жившего в Модиине, который находился на границе Иудеи и Самарии.
В 167 г. до н.э. царь Селевкидской Сирии Антиох IV Эпифан запретил под угрозой смертной казни исполнение законов Торы, в частности, совершение обрезания и соблюдение субботы. Иерусалимский храм был осквернён и превращён в святилище Зевса Олимпийского.
Эти постановления и последовавшие за ними беспрецедентные в древнем мире религиозные гонения не только не привели к желаемым результатам, но и вызвали вооружённое сопротивление со стороны еврейского населения.
Когда царские эмиссары Антиоха IV прибыли в Модиин, чтобы ввести там языческий культ, Маттитьяху и его сыновья отказались изменить своей вере, и Маттитьяху убил еврея, который согласился принести жертву на воздвигнутом эмиссарами греческом алтаре.

После случившегося Маттитьяху с семьёй укрылся в горах; вскоре он стал общепризнанным лидером восстания, возглавив уже действовавшие в Иудее и Южной Самарии вооружённые отряды.
Под его руководством небольшие партизанские группы препятствовали греческой царской администрации осуществлять контроль над провинциальными городами и карали сотрудничавших с царскими властями евреев. Эта тактика привела к тому, что царская администрация фактически потеряла контроль над страной, и под её властью остался только Иерусалим.
После смерти Маттитьяху в 167/166 гг. до н.э. во главе восстания стал его сын Иехуда Маккавей, обладавший незаурядным полководческим талантом. Руководимые им силы повстанцев стали угрожать Иерусалиму.
В ответ на сложившуюся ситуацию греческие власти начали кампанию по восстановлению контроля над Иудеей. Селевкидский наместник в Самарии Аполлоний двинулся к Иерусалиму, чтобы восстановить связь с располагавшимся там греческим гарнизоном, однако силам повстанцев удалось остановить продвижение войск неприятеля в Иудею; Аполлоний погиб в бою.

Вторая попытка вторжения в Иудею, на этот раз под командованием селевкидского генерала Серона, закончилась поражением селевкидских сил в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи. Успехи повстанцев вынудили царского наместника Келесирии Птолемея направить в Иудею значительный экспедиционный корпус, который стал продвигаться к Иерусалиму, однако Иехуда неожиданной атакой нанёс врагу сокрушительное поражение.
Эта победа еврейских сил показала, что восстание в Иудее серьёзно угрожает целостности Селевкидского государства. Лисий, наместник западных провинций царства, рассчитывал вторгнуться в страну с юга через территорию враждебного Иудее Эдома.
Однако Иехуде удалось предотвратить вторжение, нанеся поражение Лисию у Бет-Цура. Военный провал побудил Лисия искать примирения с повстанцами: он издал декрет, отменявший запреты на отправление еврейского культа и соблюдение законов Торы, и обещал амнистию повстанцам, которые сложат оружие к установленному сроку.
Однако Иехуда, воспользовавшись своим военным превосходством, овладел Иерусалимом (декабрь 164 г. до н.э.); лишь в городской цитадели Акра остался греческий гарнизон.

Иехуда очистил Храм от принадлежностей языческого культа и возобновил еврейское богослужение; в ознаменование освящения Храма был установлен восьмидневный праздник - Ханукка.
В 162 г. до н.э. к власти в Селевкидском царстве пришел Деметрий I. Стремясь консолидировать царство и положить конец восстанию в Иудее, он направил туда значительные силы под командованием одного из своих лучших военачальников, Бакхида.
В 161 г. до н.э., после ряда военных столкновений, произошло решающее сражение близ Бет-Хорона. Греческие силы были разбиты.
Вскоре после поражения в Иудею снова вступили селевкидские войска под водительством Бакхида, который нанёс повстанческим силам тяжелое поражение; Иехуда пал в бою (160 г. до н.э.).
Его братья, Ионатан и Шимон, возглавили борьбу, консолидировав остатки разгромленных повстанческих сил. Они возобновили прежнюю тактику партизанской борьбы и постепенно восстановили контроль над большей частью сельских районов и большинством провинциальных городов Иудеи.
Когда соперник Деметрия I Александр Балас сделал Акко своей резиденцией и стал готовиться к решающему наступлению на Антиохию, он, стремясь обеспечить себе спокойный тыл, назначил Ионатана первосвященником и пожаловал ему титул «друг царя» (152 г. до н.э.), что означало признание его этнархом - главой этноса (народа) иудеев.

Назначение Ионатана первосвященником превратило этот пост в один из главных источников политической силы Хасмонеев, они удерживали его на протяжении 150 лет.
Годы правления Ионатана были решающим периодом для становления независимого Хасмонейского государства: в эти годы Хасмонеи сумели упрочить свои политические позиции, усилить военную мощь Иудеи и расширить её границы.
В 142 г. до н.э. Деметрий II согласился освободить Иудею от уплаты дани, что фактически означало признание её независимости.
Таким образом, в результате 25-летней борьбы после более чем 440-летнего перерыва Иудея вновь обрела независимость.

Деятельность Хасмонеев уменьшила достигнутые под властью Селевкидов успехи эллинистической культурной экспансии, положила конец культурно-политической гегемонии греческих городов и эллинизированных семитских кругов во внутренних областях Эрец-Исраэль, восстановила территориально-политическое единство еврейского населения Эрец-Исраэль и консолидировала его путем религиозной ассимиляции нееврейских семитских народностей страны.

Это одна из героических страниц борьбы еврейского народа за свободу и независимость.

Вконтакте

Период Маккавеев и Хасмонеев (с 152 по 37 гг. до н.э.) - период в истории Эрец-Исраэль, когда было свергнуто владычество греков-селевкидов, освобождён и династия Хасмонеев правила независимой Иудеей почти 120 лет.

Именно Хасмонеи привели в Иудею новых захватчиков. Римляне были приглашены в Иудею для участия в гражданской войне, разразившейся между сторонниками двух братьев Хасмонеев, не поделивших между собой престол.

Это вмешательство обернулось оккупацией Иерусалима, а впоследствии - утратой еврейской государственности в на 2000 лет.

Конец династии Хасмонеев был трагичен. Один из рабов, служивших при царском дворце, устроил переворот - и сам стал царём, основал новую династию, уничтожив всех потомков Хасмонеев.

Его звали . И происходил он из тех самых идумеев, которых Хасмонеи насильно обратили в иудаизм.

Династия Хасмонеев (152 - 37 гг. до н. э.)

Вожди восстания против греков, первосвященники, этнархи и цари Иудеи. Столица: Иерусалим.

Имя (рус./ транслитер.) Титул Годы жизни
(до н.э.)
Правление
(до н.э.)
Маккавеи
1. Маттафия Хасмоней
Матитьягу ха-Хашмонай
вождь восставших ? - 166 170 - 166
2. Иуда Маккавей, сын Маттафии
Иехуда ха-Маккаби
вождь восставших ? - 161 166 - 161
Этнархи и Первосвященники Иудеи
1. Ионатан, сын Маттафии
Йонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай
первосвященник и этнарх ? - 143 152 - 143положил начало первосвященнической династии Хасмонеев
2. Симон, сын Маттафии
Шимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис)
первосвященник
первосвященник и этнарх
? - 134 143 - 140
140 - 134положил начало независимому правлению династии Хасмонеев
3. Иоанн Гиркан I, сын Симона
Йоханан Гиркан
первосвященник и этнарх 134 - 104
Цари и первосвященники Иудеи
4. Аристобул I, сын Иоанна Гиркана I
Иехуда Аристобул
царь и первосвященник ? - 103 104 - 103узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев
5. Александр I Яннай, сын Гиркана I царь и первосвященник 126 - 76 103 - 76
6. Саломея Александра
Шломцион
царица 139 - 67 76 - 67жена Аристобула, позже жена Александра Янная
7. Аристобул II, сын Александра Янная царь и первосвященник ? - 49 67 - 63последний независимый царь из династии Хасмонеев
63 до н. э. - 6 н. э. вассал Рима.
8. Иоанн Гиркан II, сын Александра Янная
Йоханан Гиркан
царь
этнарх и первосвященник
103 - 30 65
63 - 40
Александр II, сын Аристобула II соправитель 56 - 48
40-37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части)
9. Маттафия Антигон II, сын Аристобула II
Матитьягу Антигон
царь и первосвященник ? - 37? 40 - 37последний царь династии Хасмонеев
10. Аристобул III первосвященник 36

Фотогалерея


Особенно знамениты:

История Маккавейской династии [ | ]

Начало восстания [ | ]

Военные действия Иуды Маккавея [ | ]

Израиль при Иуде Маккавее

Во главе сильно увеличившегося отряда стал его третий сын, Иуда, талантливый военачальник. Пытаясь наладить административный порядок в Иудее, Аполлоний, наместник Селевкидов в Самарии, выдвинулся к Иерусалиму для соединения с местным греческим гарнизоном. Рейд оказался неудачным, сам Аполлоний пал в сражении. Неудачей закончилась и попытка подавления восстания, предпринятая генералом Сероном, чей отряд был разбит Иудой в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи. Та же участь постигла застигнутый врасплох экспедиционный корпус Птолемея, царского наместника в Келесирии; отряд Лисия, царского наместника западных провинций, разбитый Иудой у Бет-Цура (на юге Иудеи). Неудачи в борьбе с повстанцами побудили Лисия издать декрет, упразднивший запреты, касающиеся отправления иудейских обрядов, в установленный срок сложившим оружие повстанцам была обещана амнистия. Это положение не спасло, в декабре 164 г. до н. э. Иуда захватил почти весь Иерусалим, за исключением городской цитадели.

Лисий, который к этому времени стал регентом при малолетнем царе Антиохе V, в свою очередь осадил повстанцев в Иерусалиме, но, не желая тратить время на осаду в связи с назревшими внутренними проблемами в царстве, заключил перемирие, отменяющее антииудейскую религиозную политику. Лисий казнил ярого поборника эллинизации первосвященника Менелая и поставил на его место умеренного Алкима . Иуда официального признания не получил и Алкима первосвященником не признал.

В 162 г. до н. э. на трон Селевкидов взошёл Деметрий I . Для наведения порядка в Иудее он направил туда войско под началом Бакхида, одного из своих лучших военачальников. Иерусалим был взят, однако политика греков отличалась поиском компромисса с религиозными иудеями. Однако вожди восстания не признавали никаких первосвященников, поставленных гражданской властью. Назначенный наместником над Иудеей Никанор попытался ликвидировать сохранившиеся очаги восстания. В 161 г. до н. э. произошло решающее сражение близ Бет-Хорона, отряд наместника был разбит, сам он пал в битве. Повстанцы вновь вошли в Иерусалим. Желая легитимности своей власти и независимости Иудеи от Селевкидского царства, Иуда заключил союзный договор с Римом о нейтралитете и военной взаимопомощи. Для очередного наведения порядка в мятежной провинции в Иудею вошли греческие войска под командованием Бакхида. Восставшие были разбиты, Иуда погиб в сражении (160 г. до н. э.)

Этнархия Ионафана [ | ]

Приобретения Ионафана

После гибели Иуды его братья Ионафан и Симон собрали остатки повстанцев и продолжили тактику партизанской борьбы, взяв под контроль большую часть провинциальных поселений и сельских районов Иудеи. Тем временем борьба за власть внутри державы Селевкидов позволила Ионафану получить назначение первосвященника от соперника Деметрия I Александра Баласа, который сделал своей резиденцией город Акко и искал поддержки местного населения для обеспечения безопасности своего тыла при наступлении на Антиохию. Ионафану был пожалован титул «друг царя» (152 г. до н. э.). Пост первосвященника стал одним из важнейших политических должностей в Иудее при Хасмонеях. За военную поддержку Александра Баласа Ионафан получил от него город Экрон с окрестностями в личное владение (147 г. до н. э.)

После смерти Александра Баласа регентом при его малолетнем сыне Антиохе VI стал Диадот Трифон, противник Деметрия II-го, сына и наследника царя Деметрия I-го. Деметрий II подтвердил включение в состав Иудеи районов на юге Самарии, в которых евреи составляли большую часть населения. Царём также была обещана передача Иудее иерусалимской цитадели, однако этот вопрос так и не был решён. Неудовлетворённый греческим присутствием в Иерусалиме, Ионафан в ответ поддержал Трифона, назначившим брата Ионафана, Симона, правителем небольшой прибрежной полосы у Средиземного моря; в порту Яффы был размещён еврейский гарнизон.

Ионафан начал активно укреплять города Иудеи, установил дружеские отношения со Спартой, в Рим была послана делегация для возобновления союза, заключенного Иудой. Обеспокоенный усилением Хасмонеев, Трифон коварно заманил к себе Ионафана с двумя сыновьями и, оставив их в заложниках, начал военную кампанию против Иудеи. Однако военные действия Симона вынудили Трифона покинуть Иудею. Ионафан и сыновья были казнены (143 г. до н. э.).

Правление Симона [ | ]

Завоевания Симона

В 142 г. до н. э. Деметрий II, заинтересованный в поддержке Иудеи, освободил её территорию от выплаты дани, что де-факто означало признание её независимой страной.

Во главе маккавеев после гибели Ионафана стал Симон, много уже помогавший братьям и раньше. В 141 г. до н. э. он собрал в Иерусалиме т. н. «Великий собор», на котором был провозглашён этнархом, первосвященником и главнокомандующим Иудеи с правом заключения международных договоров от своего имени. Эта власть должна была решением собора переходить по наследству потомкам Симона «до того времени, как явится истинный пророк».

Политика Симона состояла в укреплении находившихся под его властью городов, поощрением торговли и промыслов, с завоеванных территорий изгонялось греческое население, замещаемое еврейскими поселенцами. Была введена антиселевкидовская эра. Симон завоевал гавань Иоппию, захватил стратегически важный Газер, вытеснил из иерусалимской цитадели (Акра) сирийский гарнизон.

На престоле Селевкидского царства Деметрия II-го сменил Антиох VII Сидет. Царь подтвердил статус Симона в качестве вождя Иудеи, признал за Иудеей захваченные территории и право на чеканку собственной монеты. Однако позже Антиох потребовал от Симона вернуть Селевкидской державе отторгнутые у неё территории (включая иерусалимскую цитадель) или стать вассалом. Договориться не удалось. Наместник Антиоха в Прибрежной полосе получил приказ занять Иудею, однако его войско было отброшено еврейскими силами в двадцать тысяч воинов, которыми руководили сыновья Симона.

В 136 г. до н. э. Симон был умерщвлен во время пиршества своим властолюбивым зятем Птолемеем, наместником иерихонским, который стремился при поддержке Антиоха VII стать этнархом Иудеи. Он также убил жену Симона и двух его сыновей.

Правление Иоанна Гиркана I [ | ]

Замысел Птолемея против третьего сына, Иоанна Гиркана I , не удался и последний принял первосвященнический сан. Войска Антиоха осадили Иоанна в Иерусалиме и принудили его заключить мир на условии сдачи всего оружия и снесения стен Иерусалима, но с оставлением за евреями свободы вероисповедания. Когда Антиох погиб в Парфии, Иоанн тотчас начал забирать сирийские города, подчинил себе самаритян и идумеян и насильственно принудил их принять обрезание и другие иудейские обряды. С этого времени в Хасмонейском государстве приобретает влияние родовая знать идумеян (из которой был будущий Ирод Великий). Был разрушен Храм самаритян на горе Гаризим. Иудейскую армию пополнили наёмники. Гиркан поддерживал союз с римлянами, внутри опирался на фарисеев; но когда последние стали требовать от него сложения первосвященнического сана, он стал притеснять их, что вызвало против него и семьи его сильное ожесточение. Умер в 107 г. до н. э.

Цари маккавеев [ | ]

Максимальная территория маккавейского государства

Старший сын Иоанна Гиркана I, Аристобул I Филеллин, первый из маккавеев надел царскую диадему, но процарствовал лишь год; в это короткое время он успел заточить троих братьев, уморить голодом мать и обратить в иудейство большую часть жителей Итуреи.

Символические трактовки имени «Маккавей» в иудаизме [ | ]

В еврейских источниках Макаби (Маккавей) - прозвище исключительно Иегуды , в то время как его род называется Хашмонаим (Хасмонеи).

Согласно традиционному религиозному иудейскому толкованию, «מכבי» («Макаби») - аббревиатура из первых букв стиха на иврите из Библии:

מִ י-כָ מֹכָה בָּ אֵלִם יְ הוָה

«М и К амоха Б а-элим, Й ехова» - Кто как Ты, Господи, между богами? (вар.: Кто подобен Тебе, Иегова !) (Исход 15:11)

Раввин Моше Шрейбер пишет, что прозвище является акронимом имени отца Иуды - Маттитьягу Коэн Бен Йоханан. Некоторые учёные считают, что это имя - сокращение еврейского словосочетания маккаб-ягу (от накаб , «отметить, обозначить»), и несет смысл «обозначенный Иеговой». Как в «Иудейской», так и в «Новой католической» энциклопедиях отмечается, что ни одна из выдвинутых версий не является полностью удовлетворительной.

Маккавеи в русских народных обычаях [ | ]

Маккавеи, в христианской традиции, стали символом несгибаемости и стремления соблюсти максимальную строгость в соблюдении


Елеазар Аваран
Симон Фасси
Иоанн Гаддис

Начало восстания

Военные действия Иуды Маккавея

Израиль при Иуде Маккавее

Во главе сильно увеличившегося отряда стал его третий сын, Иуда, талантливый военачальник. Пытаясь наладить административный порядок в Иудее, Аполлоний, наместник Селевкидов в Самарии, выдвинулся к Иерусалиму для соединения с местным греческим гарнизоном. Рейд оказался неудачным, сам Аполлоний пал в сражении. Неудачей закончилась и попытка подавления восстания, предпринятая генералом Сероном, чей отряд был разбит Иудой в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи. Та же участь постигла застигнутый врасплох экспедиционный корпус Птолемея, царского наместника в Келесирии; отряд Лисия, царского наместника западных провинций, разбитый Иудой у Бет-Цура (на юге Иудеи). Неудачи в борьбе с повстанцами побудили Лисия издать декрет, упразднивший запреты, касающиеся отправления иудейских обрядов, в установленный срок сложившим оружие повстанцам была обещана амнистия. Это положение не спасло, в декабре 164 г. до н. э. Иуда захватил почти весь Иерусалим, за исключением городской цитадели.

Лисий, который к этому времени стал регентом при малолетнем царе Антиохе V, в свою очередь осадил повстанцев в Иерусалиме, но, не желая тратить время на осаду в связи с назревшими внутренними проблемами в царстве, заключил перемирие, отменяющее антииудейскую религиозную политику. Лисий казнил ярого поборника эллинизации первосвященника Менелая и поставил на его место умеренного Алкима . Иуда официального признания не получил и Алкима первосвященником не признал.

В 162 г. до н. э. на трон Селевкидов взошёл Деметрий I . Для наведения порядка в Иудее он направил туда войско под началом Бакхида, одного из своих лучших военачальников. Иерусалим был взят, однако политика греков отличалась поиском компромисса с религиозными иудеями. Однако вожди восстания не признавали никаких первосвященников, поставленных гражданской властью. Назначенный наместником над Иудеей Никанор попытался ликвидировать сохранившиеся очаги восстания. В 161 г. до н. э. произошло решающее сражение близ Бет-Хорона, отряд наместника был разбит, сам он пал в битве. Повстанцы вновь вошли в Иерусалим. Желая легитимности своей власти и независимости Иудеи от Селевкидского царства, Иуда заключил союзный договор с Римом о нейтралитете и военной взаимопомощи. Для очередного наведения порядка в мятежной провинции в Иудею вошли греческие войска под командованием Бакхида. Восставшие были разбиты, Иуда погиб в сражении (160 г. до н. э.)

Этнархия Ионафана

Приобретения Ионафана

После гибели Иуды его братья Ионафан и Симон собрали остатки повстанцев и продолжили тактику партизанской борьбы, взяв под контроль большую часть провинциальных поселений и сельских районов Иудеи. Тем временем борьба за власть внутри державы Селевкидов позволила Ионафану получить назначение первосвященника от соперника Деметрия I Александра Баласа, который сделал своей резиденцией город Акко и искал поддержки местного населения для обеспечения безопасности своего тыла при наступлении на Антиохию. Ионафану был пожалован титул «друг царя» (152 г. до н. э.). Пост первосвященника стал одним из важнейших политических должностей в Иудее при Хасмонеях. За военную поддержку Александра Баласа Ионафан получил от него город Экрон с окрестностями в личное владение (147 г. до н. э.)

После смерти Александра Баласа регентом при его малолетнем сыне Антиохе VI стал Диадот Трифон, противник Деметрия II-го, сына и наследника царя Деметрия I-го. Деметрий II подтвердил включение в состав Иудеи районов на юге Самарии, в которых евреи составляли большую часть населения. Царём также была обещана передача Иудее иерусалимской цитадели, однако этот вопрос так и не был решён. Неудовлетворённый греческим присутствием в Иерусалиме, Ионафан в ответ поддержал Трифона, назначившим брата Ионафана, Симона, правителем небольшой прибрежной полосы у Средиземного моря; в порту Яффы был размещён еврейский гарнизон.

Ионафан начал активно укреплять города Иудеи, установил дружеские отношения со Спартой, в Рим была послана делегация для возобновления союза, заключенного Иудой. Обеспокоенный усилением Хасмонеев, Трифон коварно заманил к себе Ионафана с двумя сыновьями и, оставив их в заложниках, начал военную кампанию против Иудеи. Однако военные действия Симона вынудили Трифона покинуть Иудею. Ионафан и сыновья были казнены (143 г. до н. э.).

Правление Симона

Завоевания Симона

В 142 г. до н. э. Деметрий II, заинтересованный в поддержке Иудеи, освободил её территорию от выплаты дани, что де-факто означало признание её независимой страной.

Во главе маккавеев после гибели Ионафана стал Симон, много уже помогавший братьям и раньше. В 141 г. до н. э. он собрал в Иерусалиме т. н. «Великий собор», на котором был провозглашён этнархом, первосвященником и главнокомандующим Иудеи с правом заключения международных договоров от своего имени. Эта власть должна была решением собора переходить по наследству потомкам Симона «до того времени, как явится истинный пророк».

Политика Симона состояла в укреплении находившихся под его властью городов, поощрением торговли и промыслов, с завоеванных территорий изгонялось греческое население, замещаемое еврейскими поселенцами. Была введена антиселевкидовская эра. Симон завоевал гавань Иоппию, захватил стратегически важный Газер, вытеснил из иерусалимской цитадели (Акра) сирийский гарнизон.

На престоле Селевкидского царства Деметрия II-го сменил Антиох VII Сидет. Царь подтвердил статус Симона в качестве вождя Иудеи, признал за Иудеей захваченные территории и право на чеканку собственной монеты. Однако позже Антиох потребовал от Симона вернуть Селевкидской державе отторгнутые у неё территории (включая иерусалимскую цитадель) или стать вассалом. Договориться не удалось. Наместник Антиоха в Прибрежной полосе получил приказ занять Иудею, однако его войско было отброшено еврейскими силами в двадцать тысяч воинов, которыми руководили сыновья Симона.

В 136 г. до н. э. Симон был умерщвлен во время пиршества своим властолюбивым зятем Птолемеем, наместником иерихонским, который стремился при поддержке Антиоха VII стать этнархом Иудеи. Он также убил жену Симона и двух его сыновей.

Правление Иоанна Гиркана I

Замысел Птолемея против третьего сына, Иоанна Гиркана I , не удался и последний принял первосвященнический сан. Войска Антиоха осадили Иоанна в Иерусалиме и принудили его заключить мир на условии сдачи всего оружия и снесения стен Иерусалима, но с оставлением за евреями свободы вероисповедания. Когда Антиох погиб в Парфии, Иоанн тотчас начал забирать сирийские города, подчинил себе самаритян и идумеян и насильственно принудил их принять обрезание и другие иудейские обряды. С этого времени в Хасмонейском государстве приобретает влияние родовая знать идумеян (из которой был будущий Ирод Великий). Был разрушен Храм самаритян на горе Гаризим. Иудейскую армию пополнили наёмники. Гиркан поддерживал союз с римлянами, внутри опирался на фарисеев; но когда последние стали требовать от него сложения первосвященнического сана, он стал притеснять их, что вызвало против него и семьи его сильное ожесточение. Умер в 107 г. до н. э.

Цари маккавеев

Максимальная территория маккавейского государства

Старший сын Иоанна Гиркана I, Аристобул I Филеллин, первый из маккавеев надел царскую диадему, но процарствовал лишь год; в это короткое время он успел заточить троих братьев, уморить голодом мать и обратить в иудейство большую часть жителей Итуреи.

Символические трактовки имени «Маккавей» в иудаизме

В еврейских источниках Макаби (Маккавей) - прозвище исключительно Иегуды , в то время как его род называется Хашмонаим (Хасмонеи).

Согласно традиционному религиозному иудейскому толкованию, «מכבי» («Макаби») - аббревиатура из первых букв стиха на иврите из Библии:

מִ י-כָ מֹכָה בָּ אֵלִם יְ הוָה

«М и К амоха Б а-элим, Й ехова» - Кто как Ты, Господи, между богами? (вар.: Кто подобен Тебе, Иегова !) (Исход 15:11)

Раввин Моше Шрейбер пишет, что прозвище является акронимом имени отца Иуды - Маттитьягу Коэн Бен Йоханан. Некоторые учёные считают, что это имя - сокращение еврейского словосочетания маккаб-ягу (от накаб , «отметить, обозначить»), и несет смысл «обозначенный Иеговой». Как в «Иудейской», так и в «Новой католической» энциклопедиях отмечается, что ни одна из выдвинутых версий не является полностью удовлетворительной.

Маккавеи в русских народных обычаях

Маккавеи, в христианской традиции, стали символом несгибаемости и стремления соблюсти максимальную строгость в соблюдении заповедей . В Православной церкви день памяти Семи святых мучеников Маккавейских , 1 (14) августа, обычно совпадает с началом Успенского поста , и в народе называется Медовый Спас или «Мокрый Маккавей».

В русской крестьянской культуре имя «Маккавей» по созвучию связывается с маком , который к этому времени созревает. В кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствовал мак, а также мёд.

В местностях, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко - маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине - макитрой, в Белоруссии - макатером.

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами.

От слова «Маккавей» были также образованы «семинарские» фамилии Макавеев, Маккавеев, Маккавейский , Маковеев [ ] .