Использование воды человеком. Урок «Как человек использует свойства воды Этапы работы над проектом

Класс: 4

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Расширить знания о свойствах воды.
  • Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательность, внимание, аккуратность, любознательность.
  • Формировать представление учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

Задачи урока:

  • Организовать наблюдение и на основе исследовательской деятельности и практической работы коллективно “открыть” свойства воды.

Оборудование урока:

  • Презентация в программе PowerPoint.
  • Карточки для каждой группы детей.
  • Лабораторное оборудование для проведения опытов.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы будем разбирать очень интересные вопросы и делать открытия, но сначала вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Разделитесь на группы по цвету карточек и выполните задание в группах по этой теме.

На карточках листы для самооценки. В течение урока вы их будете заполнять.

(Делятся на группы и выполняют задание, затем проверяем) (Слайд 2)

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Ребята, подойдите ко мне и посмотрите, я сегодня на наш урок принесла вазу с водой и цветные шарики.

(Учитель берет стеклянную прозрачную банку и цветные шарики)

Учитель: - Павел, помоги мне, пожалуйста. Опусти эти цветные шарики на дно банки.

Ученик: - Что-то не получается! Посмотрите, вода как будто с силой выталкивает шарики, и они плавают на поверхности!

Как вы думаете, случайно ли это? (Вы правы, действительно, это одно из свойств воды.)

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (на доске)

Но прежде чем мы начнем работать по данной теме, давайте вспомним:

1. Для чего нужна вода живым организмам? (Слайд 3)

2. В каких состояниях вода встречается в природе? (Слайд 4)

3. Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое? Отгадайте загадки. (Слайд 5)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло,-
Скользко, весело, светло! (Лед)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем- не найдем. (Роса)

А еще это туман, иней, облака. (Слайд 6)

4. А какие уже свойства воды вы знаете? (Слайд 7)

III. Поиск решения.

А для того, чтобы еще больше узнать о свойствах воды, вам предстоит стать настоящими исследователями и провести наблюдения и опыты.

В ходе нашей работы мы будем заполнять таблицу (на доске, только шапка и пустые ячейки).

Лабораторный опыт № 1. (О выталкивающей силе воды показывает учитель)

На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытиснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите ответ на вопрос: Что это за сила? (Работа со статьёй учебника с.83)

Вывод: Вода обладает выталкивающей силой . Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды. (Слайд 8)

Как человек может в жизни использовать это свойство воды? (Выслушиваем ответы детей.) Прекрасно! Давайте запишем это в таблицу.

Это свойство открыл известный Древнегреческий ученый Архимед. (Слайд 9)

У Даши к этому уроку было свое задание. Она расскажет нам легенду про Архимеда. (Фрагмент мультфильма “Коля, Оля и Архимед”)

Давайте проверим это опытным путем. Кристина, помоги мне. (Кристина выходит и демонстрирует опыт под руководством учителя).

Проведём опыты:

Перед вами стакан с водой, кусок дерева, камень.

Опусти в стакан с водой кусок дерева. Что произошло? (он не тонет)

Опусти в стакан с водой камень. Что произошло? (он тонет)

Делают вывод: дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, камень тонет, так как его вес больше, чем выталкивающая сила.

Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (Слайд 10)

Давайте проверим ваши предположения и прочитаем второй абзац на с.84.

- Архимедом было замечено ещё одно свойство воды, о котором нам расскажет ученица 10 класса. (Выступление ученицы 10 класса. Представление фонтана.)

(Слайд 11,12)

Кто понял, где человек использует это свойство? (Работа со статьёй учебника)

Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.

Ребята, а хотите ли вы стать настоящими учеными и провести исследования?

Для этого вам необходимо разделиться на группы.

Перед вами инструкция по проведению опытов. Вам необходимо подробно ее изучить и провести исследование пошагово в соответствии с ней. Затем вы должны обсудить и представить полученный результат.

Группа №1. Текучесть воды.

1.Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и капните на стекло несколько раз.

2.Что вы наблюдаете?

План ответа.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.84 последний абзац).

3.Где человек использует свойство текучести воды?

(Слайд 13, 14)

Группа №2. Несжимаемость воды.

1.Возьмите шприц и наберите в него воду.

2.Аккуратно закрыв отверстие указательным пальцем, попробуйте сжать воду в шприце.

3.Что вы наблюдаете?

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.85-86).

3.Где человек использует свойство несжимаемости воды?

(Слайд 15, 16)

Группа №3. Вода – растворитель.

Сказка: Недавно мне на глаза попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой.

Первый осел, едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче?

Выдвигаем гипотезы.

1.Возьмите кусок сахара, положите в стакан с водой, размешайте ложкой.

2.Во второй стакан положите речной песок, размешайте ложкой.

2.Что вы наблюдаете?

План ответа.

1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.

2.Дополнительная информация из учебника (стр.85).

3.Где человек использует свойство растворимости воды.

(Слайд 17, 18)

Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду? (для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде) - Верно, такая вода, совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине. (Слайд 19)

А мы попробуем профильтровать воду, в которой пытались растворить песок. (Все группы).

Возьмите колбы с воронкой, вставьте бумагу для фильтрации. Давайте попробуем профильтровать воду с песком. Что наблюдаем?

Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Садитесь на свои места.

(Фрагмент фильма “Загадочные свойства воды)

На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы.

А сейчас проверим, насколько вы усвоили свойства воды, исследованные нами сегодня на уроке.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Тест. (Слайд 20)

Прочитайте утверждения. Поставьте (+) если вы согласны с утверждением и (-) если не согласны.

1.Воду можно сжать.

2.Вода – хороший растворитель.

3.Железо и камень тонут в воде т. к. их вес больше чем выталкивающая сила.

4.Вода – прозрачна.

5.Держаться на воде и плавать человеку помогает сила тяжести.

6.Выталкивающая сила направлена вниз.

7.Закон сообщающихся сосудов открыл Архимед.

8.На планете Земля большую часть занимает вода, а не суша.

Проверим правильность ответов. (Слайд 21)

Работа в тетрадях. С.33 №2, №6 (в парах)

Обсуждение.

Закончите предложения, поработав в парах (Слайд 22)

  • Самое интересное задание для меня...
  • Самое трудное задание для меня...
  • Ты преодолел трудность?
  • У меня возникло желание...

Вода – вещество, которое находится в жидком состоянии, оно бесцветное, прозрачное, не имеет запаха, оно может изменять форму (например: если пробирку наклонить, то вода изменит форму), оно увеличивает предметы (пример: мои пальцы, которыми я держу пробирку, кажутся больше, если смотреть на них через пробирку с водой) и может растворять разные вещества.

Свойство прозрачности воды можно доказать, помещая за пробирку с водой разные картинки или даже страницу с текстом - можно увидеть, что находится за пробиркой. Этот опыт доказывает, что стекло тоже прозрачное. Можно доказать и по другому. Положим картинку в тарелку и нальем в нее воду. Также можно увидеть, что находится в тарелке, залитое водой. Этот опыт также доказывает свойство воды - прозрачность. Свойство прозрачности воды используется человеком очень широко: аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен и другое.

Вода не имеет запаха. Можно понюхать и убедиться. Это свойство воды человек использует, например, при спасении от преследующих хищных животных: стоит войти в воду – как след человека будет потерян, животное не сможет определить направление движения человека, вошедшего в воду.

Вода принимает форму той емкости, в которую ее наливают (например: перелить воду из стакана в лабораторные колбы разной формы). Это свойство воды также широко используется человеком. Например: налив воду в емкость тем самым можно подчеркнуть своеобразие этой емкости, ее дизайн и красоту.

Вода течет. Например: если вылить ее на плоский поднос - она растекается в лужу. Человеком это свойство воды широко используется в жилищно-коммунальном хозяйстве: вода, протекая по трубам, поступает в наши дома и квартиры.

Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это можно заметить, посмотрев, как увеличилась та часть картинки, которая видна через воду. А может быть, это стекло увеличивает? Нет, ведь рыбки в аквариуме тоже кажутся больше, если смотреть только через воду.

Вода может растворять разные вещества. Если в пробирку насыпать измельченный мел, то вода станет мутной потому, что часть мела растворилась в воде.

Вода - прекрасный растворитель и потому невозможно встретить в природе жидкую "чистую" воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества. Вода - прекрасная среда обитания живых организмов и потому невозможно встретить в природе "чистую" воду, т.е. воду, в которой бы не

обитали микробы, бактерии, моллюски, рыбы и т.д.

Вода растворяет не все вещества. Если влить в пробирку с водой вазелиновое масло, оно не смешается с водой, а будет плавать поверх воды.

Воду можно очистить с помощью фильтра. Если положить в воронку бумажную салфетку или вату и пропустить через нее воду, в которой растворен мел, то можно увидеть, что вода стала более чистой. Если сделать это еще несколько раз, вода станет совсем прозрачной.

Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты - гидросферу (от греческих слов “гидор” - вода, “сфера” - шар).Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения и переброса воды - пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.

Всем растениям и животным жизненно необходима вода. Наши организмы примерно на 75% состоят из воды. Без воды наш организм просто не сможет функционировать.

Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода - наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно доступность и незаменимость воды обусловила ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине - во всех сферах человеческой деятельности. Трудно вспомнить, где вода не применяется.

Вода - это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Вода ещё и кормит - по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов.

В теплоэнергетике вода - теплоноситель и рабочее тело. Вода “добывает электрический ток, работая на электростанциях. Тепловые электростанции используют на производство электроэнергии много воды. В частности, на охлаждение конденсатора турбины энергоблока. Постоянное бесконтрольное увеличение производства электроэнергии только на тепловых электростанциях может привести к экологической катастрофе.

В металлургии вода используется для охлаждения оборудования. Только на охлаждение одной доменной печи используется огромное количество воды ежечасно.

В химии вода - растворитель; один из составных частей некоторых химических реакций; "транспортное средство", то есть среда, позволяющая перемещать составляющие продукты реакции из одного технологического аппарата в другой. В конечном итоге, вывод в окружающую среду жидких отходов производства осуществляется тоже в виде водных растворов.

В медицине вода - растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены, "транспортное средство". Повышение уровня медицинского обслуживания и рост народонаселения планеты Земля естественным образом ведет к росту водопотребления на медицинские цели.

В сельском хозяйстве вода – "транспортное средство" питательных веществ к клеткам растений и животных, участник процесса фотосинтеза, регулятор температуры живых организмов. Объемы воды, которые затрачиваются для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы, не уступают объемам, используемым промышленностью.

В быту вода - средство санитарии и гигиены, участник химических реакций, протекающих при приготовлении пищи, теплоноситель, "транспортное средство", удаляющее продукты жизнедеятельности человека в канализацию. Вода моет всех людей, машины, дороги. Норма водопотребления на одного человека существенно разная по отдельным городам. Вспомним о приблизительно 6 миллиардах человек, населяющих планету Земля и нам станет ясно, почему время от времени возникают разговоры о все возрастающих проблемах с питьевой водой даже в регионах планеты, где очень много воды.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств - ничего не сделать без воды!

Вода - единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях: вода может быть жидкой, при охлаждении переходит в твердое состояние – лед, а при нагревании превращается из жидкости в пар.

Отследим "обратную связь" между потребляемой человеком водой и тем набором растворенных веществ, твердых включений и микроорганизмов, которые сбрасываются в виде бытовых сточных вод, жидких отходов промышленного и сельскохозяйственного производства. Например, лет 200 назад для оценки качества питьевой воды использовались только органолептические методы: оценка цвета, вкуса, запаха. Сейчас перечень анализов, выполняемых санитарной лабораторией предприятия пищевой промышленности, размещается на двух страницах, заполненных мелким шрифтом. Какие же существуют методы водоподготовки и водоочистки для того, чтобы человек мог использовать воду в нужных целях?

Начнем с понятия: что такое водоподготовка и очистка воды? Обратимся к справочной литературе. Энциклопедический словарь медицинских терминов сообщает: "Очистка воды - комплекс санитарно-технических мероприятий, направленных на удаление примесей, представляющих опасность для человека". Сельскохозяйственный словарь: "Очистка воды - приведение качества исходной воды в соответствие с требованиями потребителя. Способы очистки воды: осветление (устранение мутности), обесцвечивание (устранение органических веществ), обеззараживание, дезодорация, опреснение, умягчение".Большая Советская Энциклопедия: "Водоподготовка - обработка воды, поступающей из природного водоисточника на питание паровых и водогрейных котлов или для различных технологических целей. Водоподготовка производится на ТЭС, транспорте, в коммунальном хозяйстве, на промышленных предприятиях.

Подведем итог:

Водоподготовкой условились называть приведение качества воды в

соответствие с требованиями промышленных предприятий;

Очисткой воды, используемой для нужд человека и животных, называют

приведение качества воды к нормам, обусловленным соответствующими

ГОСТ (государственными стандартами);

Очисткой сточных вод, сбрасываемых промышленными и коммунальными

предприятиями, назовем приведение состава жидких стоков в

соответствие с нормами ПДК (предельно допустимых концентраций).

Как уже отмечалось выше, в связи с ростом знаний и ухудшением экологической ситуации как следствием жизнедеятельности человека нормы на потребляемую воду все время пересматриваются. Чтобы им соответствовать, совершенствуются технологии очистки воды, оборудование. Задача человека использовать воду и ее свойства в свое благо не создавая проблем в водной экосистеме, которые могут привести к катастрофе –загрязнению и сокращению объемов пресных вод и вод морей и океанов.

Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 1,7 литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее. Угроза исчезновения пресной воды существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для здоровья человека.

Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь!!!

Окружающий мир

«Как человек использует свойства воды»

Гурская Людмила Владиславовна,

учитель начальных классов ГБОУ гимназии №343 г.Санкт- Петербурга


Отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем


Вопросы Почемучки

  • Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
  • Почему не падают самолеты, вертолеты?
  • Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
  • Почему окна делают с двойными рамами?
  • Почему при ударе мяч отскакивает от пола?


Ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами:

1. Что такое воздух?

в) Воздух – это смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.

б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.


2. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;

о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

Чтобы проверить букву с правильным ответом, нажать на стрелку.


3. Что происходит с воздухом при нагревании?

д) при нагревании воздух расширяется;

г) при нагревании воздух сжимается;

Чтобы проверить букву с правильным ответом, нажать на стрелку.


4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

к) углекислый газ;

а) кислород;

Чтобы проверить букву с правильным ответом, нажать на стрелку.


Чтобы появилась буква, дождаться руки и нажать на прямоугольник.

Чтобы вернуться к следующему вопросу, нужно нажать ещё раз на букву.


Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.






Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!


Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться.


Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!


Без воды нет жизни.

вода под микроскопом


Какого цвета вода?

Какую форму имеет вода?

Какая вода на вкус?

Имеет ли вода запах?


Что произойдет, если немного воды капнуть на стекло?

Растечется.

Какого цвета вода?

Прозрачная.

Какую форму имеет вода?

Не имеет формы.

Какая вода на вкус?

Не имеет вкуса.

Имеет ли вода запах?

Не имеет.

Что произойдет с солью, если ее бросить в стакан с водой?

Растворится.

В каких трех состояниях может быть вода?

Жидком, твердом, газообразном.


Текучая

Прозрачная

Не имеет формы

Не имеет вкуса, запаха

Жидком

Растворитель

Твердом

Газообразном



Древнегреческий ученый, математик и механик родился в Сиракузах

(о. Сицилия)





Закон сообщающихся сосудов

стр. 84.

  • Прочитайте текст учебника.
  • Найдите отрывок в тексте, в котором объясняется закон сообщающихся сосудов.
  • Где применяется это свойство воды?





Приготовление пищи

Приготовление напитков

Стирка белья


Гидравлический домкрат

Гидравлический пресс

Использование силы сжатого пара в паровом двигателе


Где и как использует человек свойства воды?

Кораблестроение, плаванье

Выталкивающая сила

Закон сообщающихся сосудов

Фонтан, водопровод

Растворимость

В приготовлении пищи, стирке

Несжимаемость воды

В технике

Расширение при нагревании

Пароход, паровой двигатель

Человек использует свойства воды постоянно в повседневной жизни.


3 / 4


По нормам на каждого жителя города

приходится 220 литров воды в сутки.

Принимая душ в течение 5 минут, вы

расходуете около 100 литров воды.

Каждый раз, когда вы

чистите зубы, вы

расходуете 1 литр

воды.


Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды.

Разовый смыв в туалете

8 – 10 литров.

Каждая стирка белья

в стиральной машине

требует свыше 100

литров воды.


Через обычный водопроводный кран проходит

15 литров воды в минуту.

Через незакрытый кран выливается около 1000

литров воды за час.



Вода – жидкость, поэтому она

течёт.

Мы умываемся водой, потому что она

способна

растворять

вещества.

Мы видим предметы сквозь толщу воды, потому

что она

прозрачная.



Учебник:стр.84 -88, отвечать на вопросы

Найти интересные факты о воде, пословицы, стихи, рецепты по очистке воды


Тема урока: «Как человек использует свойства воды».Урок по окружающему миру в 4 классе Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

Цели урока. 1. Сформировать у обучающихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – текучесть, способность растворять вещества.

2.Научить обучающихся ценить научные знания и изобретения,облегчающие жизнь человека.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 Организационный момент.

2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации .

Ребята, мы сейчас с вами повторим знания о воде.

Для чего живым организмам нужна вода?

В каких состояниях бывает вода? Сравни эти состояния воды.

Какие природные явления связаны с переходом из одного состояния в другое?

Какие предметы тонут в воде, а какие нет? (Предположения записываются в таблице.)

Предметы которые тонут в воде

Предметы которые не тонут в воде

Прочитай те диалог на с. 83 . О чем рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

3. Поиск решения проблемы .

1) Работа в паре. Ученики проводят опыт №1 по заданию на с. 83.

Почему гиря вытеснила воду из стакана?

Работа с левым рисунком на с. 84.

Почему не тонет корабль? (Это - выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.)

Как человек использует выталкивающую силу воды?

Сообщение: «Этот закон открыл известный древнегреческий учёный Архимед. Он доказал, что дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды. А железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Почему же плавает корабль, корпус которого сделан из железа? Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет очень большой объём воды.

2) Опыт №2. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода?

3) Опыт №3. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты?

4) Опыт №4. - А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вывод сделаем?

ФИЗМИНУТКА.

Насос

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево - раз, вправо - два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре - (3 раза.)

Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

5) Опыт №5 .Разрезать апельсин. Почувствуйте запах. Что можно сказать? А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода?

6) Опыт№ 6. Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов. Какой вывод?

Где мы можем увидеть эти свойства в природе? Слайд (Реки разной ширины, водопад).

7)) Опыт№ 7. В стакан с водой посыпать соль, сахар. Что произошло? (вода и сахар растворились.

Кто сделает вывод?

Где мы применяем это свойство?

8) Опыт №8. (с сообщающимися сосудами)

Возьмём вот такой интересный сосуд и будем вливать в него воду. Что мы видим? Вода установилась на одинаковом уровне. Это свойство названо «законом сообщающихся сосудов». В каком направлении двигалась вода? Как человек использует это свойство? На этом свойстве основана работа фонтана и водопровода. (Чтение текста на с.83

3. Закрепление . Кроссворд.

Мы рассмотрели только часть основных свойств воды. Повторим, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились? Отгадайте кроссворд.

1. Эту жидкость каждый знает

В реках и морях бывает

В кране, что есть

Дома в ванной, не узнали

Это странно … (вода) слово 1.

2. Какая сила помогает кораблям не тонуть?

(выталкивающая сила) слово 2.

3. В ручейке она журчит

В даль по камушкам бежит.

(текучесть) слово 3.

4. Свойство воды, которое помогает приготовить пищу.

(растворитель) слово 4.

5. У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды его нет. Чего нет у воды?

(вкуса) слово 4.

6. Что ещё не имеет вода?

(цвета) слово 6 и (запаха) слово 7.

4.. Итог урока и рефлексия.

С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? Давайте ещё раз прочитаем. (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять, вода не имеет вкуса, цвета, запаха).

Пожалуйста закончите данные предложения.

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было трудно..

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею..

5.Домашнее задание. П. 19 Прочитать. С. 88 Ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу.

Какими свойствами обладает вода? Как человек использует свойства воды?

Дети высказывают разные гипотезы.

Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объём воды.

Для судоходства, подъёма грузов со дна водоёма, сплава дерева по реке.

Вывод: Вода не имеет цвета.

Вывод: вода прозрачна.

Вывод: Вода не имеет вкуса

Вывод: вода без запаха.

Вывод: вода текучая, принимает различную форму

Ответы детей.

Вывод: вода – хороший растворитель.

При приготовлении пищи, при стирке и в медицине).

При постройке водопровода, фонтанов.

Отгадывают кроссворд.

Самоанализ урока по окружающему миру в 4 классе Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

Тема урока: «Как человек использует свойства воды».
Цели урока:
Образовательные: .

1. Сформировать у обучающихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – текучесть, способность растворять вещества

2. Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: Научить обучающихся ценить научные знания и изобретения,облегчающие жизнь человека

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ресурсы: Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

Тип урока: урок освоения нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся системно-деятельностный метод обучения.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

1. Нарисуй, как вода потечёт из шланга.

2. Что заставляет воду подниматься на тот этаж дома, на котором ты живёшь?

Закон сообщающихся сосудов

3. Что произойдёт с банкой консервов, если её, не вскрывая, поставить разогреваться на плиту?

Банка взорвётся, так как вода внутри консервы расширится при нагревании.

4 Какое свойство воды используется при стирке?

Способность растворять различные вещества

5. Какие приспособления позволяют людям использовать силу текущей воды?

Турбины гидроэлектростанции, колесо водяной мельницы

6. Как пользоваться шлангом? Отметь рисунок, на котором Мише удастся наполнить ведро, когда он отпустит палец

7. Измерь объём куриного яйца при помощи мерного стакана, которым отмеряют количество жидких и сыпучих продуктов. Опиши последовательность своих действий и результат.

1 Взять одно яйцо, мерный стакан и нож
2. Разбить ножом яйцо в мерный стаканчик
3. Подождать пока жидкость в стакане успокоиться и измерить.

Результат: объем куриного яйца 52 мл.