История георгия победоносца коротко. Житие святого великомученика георгия победоносца

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

ГИОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (284-303 гг.)

Великомученик, чудотворец

Память: 23 апреля (6 мая) в день кончины; 3 ноября (16 ноября) в день обновления Георгиевского храма в Лидде в IV в.; 10 ноября (23 ноября) в память колесования (Грузия); 26 ноября (9 декабря) в день освящения Георгиевской церкви в Киеве в 1051 г. (Русский "Юрьев день").

Му́ченик — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру.

Церковь почитала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убеждение, что человек не оступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия. Не могли, естественно, быть причислены к святым пострадавшие еретики или схизматики, а также отпавшие из-за церковного раскола или из-за предательства, или по не церковным мотивам (не за веру во Христа). Церковью, как правило, не признавались мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением. Святитель Григорий Богослов (329-389 гг.) писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие».

Великому́ченик - мученик, особо чтимый Церковью как претерпевший особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере.

Чудотво́рец - эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление и т.д. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

============================================================

ГИОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (СВЯТОЙ ГИОРГИЙ) — христианский святой, великомученик, чудотворец. Пострадал во время правления императора Диоклетиана (245-313 гг.), после восьмидневных тяжких мучений в 303 году был обезглавлен.

Согласно греческим сказаниям Гиоргий родился в Каппадокии, в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.

Поступив на военную службу, Гиоргий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна (по обязанностям, правам и почестям трибуны могут быть приравнены к современным полковникам), он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Диоклетиан почтил его саном комита (важное должностное лицо в римском обществе).

Гиоргию было 20 лет, когда его мать скончалась, и он получил богатое наследство. Когда начались гонения на христиан, Гиоргий, будучи в Никомедии (древний город в Малой Азии на берегу Мраморного моря), раздал имущество бедным, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям и пыткам.

  • В 1-й день его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа.
  • На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Гиоргий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
  • Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.
  • Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
  • Его заставили бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
  • Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
  • На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему.

Его исцеление после стольких мук и пыток обратило ко Христу ранее уже оглашенных преторов Анатолия и Протолеона, а также, по одному преданию, императрицу Александру, супругу Диоклетиана. Когда призванный императором Диоклетианом волхв Афанасий предложил Гиоргию воскресить мертвого, святой вымолил у Бога это знамение и множество народа, включая и самого бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия каким "волхованием" тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твердо что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.

Когда великомученик Гиоргий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, и был возвращен к жизни по молитве святого Гиоргия.

В конце концов, император решил устроить последнее испытание - предложил Гиоргию принести жертву языческим богам. На 8-й день его привели в храм Аполлона. Гиоргий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Гиоргий осенил себя и статую Аполлона кре́стным зна́мением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме. Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Гиоргия. А прибежавшая в храм жена императора, Александра, бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы обоим!».

В ночь перед смертью Гиоргию во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Гиоргий тотчас позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.

На 9-й день Гиоргий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомедии 23 апреля 303 (304) года. Вместе с Гиоргием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана (реальную супругу императора, известную по историческим источникам, звали Приска).

Еще восемь лет после казни Гиоргия в империи лилась потоками кровь христианских мучеников. Казалось, Диоклетиан одержим одной безумной идеей - уничтожить всех христиан, стереть их с лица земли. Восемь лет гонений унесло больше жизней, чем самая кровопролитная война в истории Рима. Но церковь осталась непоколебимой. И Диоклетиан признал свое поражение. Он отрекся от престола, оставил столицу и уехал к себе на родину. Христиан он ненавидел, а римлян презирал. Впоследствии, как и Нерон, он кончил жизнь самоубийством. А почитание Святого Гиоргия, начатое на заре христианства, продолжается поныне.

Слуга Гиоргия, записывавший все его подвиги, также получил от святого завет предать тело великомученика погребению в его родовых палестинских владениях. Мощи святого Гиоргия положили в палестинском городе Лида (ныне город Лод). Над его гробницей построен храм, который принадлежит Иерусалимской православной церкви. Глава святого хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Часть мощей Святого великомученика Гиоргия Победоносца содержатся в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Реликвию сохранил французский король Людовик IX Святой (1214-1270), после чего она неоднократно служила на церковных празднествах в честь святого Гиоргия. Десница (правая рука до локтя) хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция).

Мученичество святого Гиоргия было подобно триумфальному шествию победителя, а его смерть - коронованию. Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности стали называть Победоносцем.

Святой Гиоргий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало прекращению языческих жертвоприношений и обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — это церковь, змей — язычество. Также это рассматривалось как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр. ; ).

Чудеса святого Гиоргия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна стал почитаться покровителем воинства. Чудо о змее сделалось излюбленным сюжетом в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — “древним змием” (Откр. 12, 3 ; 20, 2 ).

К наиболее ранним источникам апокрифических сказаний о Святом Гиоргии относятся: Венский палимпсест (V в.), «Мученичество Гиоргия», упоминаемое в Декрете папы Геласия (ранняя редакция конца V - начала VI вв.), «Деяния Георгия» - Нессанские отрывки (VI в., найдены в 1937 году в пустыне Негев). Апокрифическая агиография относит мученичество Св. Георгия к правлению легендарного персидского царя Дадиана. Эти жития повествуют о его семилетних мучениях, троекратной смерти и воскрешении. В четвертый раз Георгий умирает усеченный мечом, а его мучителей постигает кара небесная. Легенды о святом Гиоргии излагал Симеон Метафраст (византийский писатель и государственный деятель X в,), Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский. Мученичества Св. Гиоргия известны в латинских, сирийских, армянских, коптских, эфиопских и арабских переводах, которые содержат различные подробности о перенесенных Гиоргием страданиях. Один из лучших текстов его жития находится в славянской Минее.

ГИОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ И ГРУЗИЯ

Святой великомученик Гиоргий Победоносец вместе с Богородицей считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. На многих языках Грузия называется "Гиоргией", и одно время широко была распространена версия, что имя это было дано в честь святого Победоносца.

Почитание святого Гиоргия в Грузии началось на заре христианства. По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, Святая равноапостольная Нино, просветительница Грузии, была двоюродной сестрой Святого Гиоргия. Из ее уст народы Грузии узнали о жизни и мученичестве ее великого брата. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования (23 ноября), и завещала новообращенным грузинам любить великого святого. Первый храм в честь Святого Гиоргия был построен в Грузии уже в 335 году первым грузинским христианским царём Мирианом на месте погребения Святой Нино, а с IX века строительство церквей в честь Гиоргия стало массовым.

Святой Гиоргий считается покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путников. Ему молятся об избавлении от демонических сил. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска (память 26 января и 18 сентября). Храмы Святого Георгия возводились не только в городах и селениях, но и на вершинах гор. В средние века в разных уголках страны во имя Святого Гиоргия было возведено 365 молелен, по числу дней в году. И храмы во имя святого Гиоргия и их руины пользовались среди народов Грузии особым почитанием. Всадник, даже если он преследовал врага или спешил передать важную весть, останавливал на всем скаку коня перед храмом Святого Гиоргия, чтобы осенить себя крестным знамением и попросить святого о помощи. Некоторые храмы войско возводило по обету после победы. Полководцы и цари участвовали в этих работах и носили камни для постройки храмов.

Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день Святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей, воздвигнутых на его имя, или с иконой, или же с чудом Победоносца.

Православная Церковь Грузии практически ежедневно упоминает Святого Гиеоргия в молитвах, приуроченных к памятным событиям его жития или посвященным ему иконам. Особо празднично отмечается день Святого Гиоргия («Гиоргоба») два раза в год - 23 ноября (день колесования святого, причем отмечается только в Грузии) и 6 мая (день мученической смерти святого). Во всех православных храмах страны проходят праздничные службы. День Святого Гиоргия официально объявлен в Грузии нерабочим.

Гиоргий Победоносец - всадник, поражающий змия, стал составной частью грузинского сознания и православной веры, и запечатлен на государственном гербе страны. Гиоргиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре (1165-1213).

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ГИОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

В исламе Гиоргий (Джирджис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур и легенда его весьма похожа на греческую и латинскую. Жил он в те же времена, что и пророк Мухаммед. Аллах послал его к правителю Мосула с призывом принять истинную веру, но владыка повелел казнить его. Его казнили, но Аллах его воскресил и послал обратно к правителю. Его казнили во второй раз, затем в третий (сожгли и пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а властитель и его приближенные были истреблены.

Житие святого Гиоргия было переведено на арабский язык в начале VIII века, и под влиянием арабов-христиан почитание святого Георгия проникло в среду арабов-мусульман. Арабский апокрифический текст жития святого Георгия содержится в «Истории пророков и царей» (начало X века), в нём Гиоргий называется учеником одного из апостолов пророка Исы, которого язычник царь Мосула подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом.

Греческий историк XIV века Иоанн Кантакузин сообщает, что в его время существовало несколько храмов, возведенных мусульманами в честь Святого Гиоргия. О том же говорит путешественник XIX века Буркхард. Дин Стэнли в XIX веке писал, что видел мусульманскую «часовню» на берегу моря вблизи города Сарафенд (древней Сарепты), которая была посвящена Эль-Худеру. Внутри неё не было усыпальницы, а только ниша, что являлось отступлением от мусульманских канонов и объяснялось по словам местных крестьян тем, что Эль-Худер не умер, а летает по всей земли, и везде, где он появляется, люди возводят подобные «часовни».

Отмечают большое сходство легенды с историей о воскресающем халдейском божестве Таммузе, известной из «Книги о набатейском земледелии», праздник которого приходится примерно на тот же период, причем на это сходство указал ещё её древний переводчик Ибн Вахшия. Исследователи предполагают, что особое почтение, которое питают к Святому Гиоргию на Востоке, и его необыкновенная популярность объяснялись тем, что он представлял собой христианский вариант Таммуза — умирающего и воскресающего бога, подобного Адонису и Осирису.

В мифологии ряда мусульманских народов имеется сказание, напоминающее Чудо Св. Гиоргия о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Гиоргия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Гиоргия. Такой образ святого Гиоргия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

На Руси Святой Гиоргий почитался с первых лет принятия христианства под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах благоверный князь Ярослав Мудрый (в крещении Гиоргий), следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало мужским монастырям Св. Гиоргия в Киеве и Новгороде (ныне Свято-Юрьев монастырь). Храм Св. Гиоргия в Киеве находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события - «творити праздник» святого Гиоргия 26 ноября (9 декабря). В русских землях народ почитал Гиоргия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего «Юрьева дня». В весенний «Юрьев день» крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. В "Юрьев день" или "осенний Гиоргий", как его стали называть, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли свободно переходить к другому помещику. Изображения Святого Гиоргия издревле встречаются на великокняжеских монетах и печатях. Со временем образ Святого Георгия на коне, поражающего змия, стал символом Москвы и Московского государства.

Святой Гиоргий - покровитель Англии со времен короля Эдмунда III (XI век). Английский флаг представляет собой Гиоргиевский крест.

Георгий Победоносец - один из самых почитаемых великомучеников христианской церкви. Его назвали так за мужество в борьбе над мучителями и сохранение, вопреки всему, своей веры и преданности христианству. Прославился святой и своей чудодейственной помощью людям. Житие Георгия Победоносца отличается многими интересными фактами, а история его первого посмертного явления людям и вовсе напоминает волшебную сказку. Недаром события из жизни святого угодника так интересны не только взрослым, но и детям.

Чудесное явление Георгия Победоносца

Давным-давно в озере завелся огромный змей. Прохода от него не было никому: чудовище пожирало всех, кто забродил в окрестности. Местные мудрецы, посовещавшись, приняли решение умилостивить змея, принеся ему в жертву собственных детей. Постепенно дошла очередь до самой царской дочери, которая отличалась ослепительной красотой.

В назначенный день девушку привели к озеру и оставили на условленном месте. Люди остались смотреть на казнь бедняжки издалека. И вот что они увидели, приготовившись оплакивать царевну: откуда ни возьмись, появился статный всадник в одежде воина и с копьем в руках. Он не испугался змея, а перекрестившись, устремился на чудовище и сразил его копьем с одного удара.

После этого храбрый юноша сказал царевне: «Не бойся. Свяжи змея поясом и веди в город». На их пути народ в ужасе разбегался, увидев чудовище. Но воин успокоил их со словами: «Веруйте в Господа нашего, Иисуса Христа. Ведь это он послал меня, чтобы я избавил вас от змея». Именно так и произошло чудесное явление Георгия Победоносца людям, уже после окончания его жизненного пути.

Житие святого великомученика

Земная жизнь его оказалась короткой. Поэтому немного рассказывает житие Георгия Победоносца. Краткое содержание можно пересказать в нескольких абзацах, однако этот святой вошел в историю христианства как один из самых известных и почитаемых великомучеников, принявших спокойную и мужественную кончину.

Рождение и детство

Житие великомученика Георгия Победоносца начинается с его рождения в Каппадокии. Родители святого были благочестивыми и кроткими. был мучеником и принял смерть за свою веру. После чего мать, взяв сына, переселилась на свою родину, в Палестину. Мальчик был воспитан истинным христианином, получил хорошее образование, а благодаря своему мужеству и недюжинной силе, вскоре поступил на воинскую службу.

Юные годы и служба у императора

Уже в двадцатилетнем возрасте у Георгия в подчинении оказалась целая когорта инвиктиоров (что означает «непобедимые»). Со званием тысяченачальника юноша получил покровительство самого императора. Однако тот почитал римских богов и был ярым противником христианской веры. Поэтому, когда по указу императора начали сжигать священные книги и разрушать церкви, Георгий раздал все свое имущество бедным людям и явился в Сенат. Там он прилюдно заявил, что император Диоклетиан - жестокий и несправедливый правитель, которого не заслуживает народ. Красивого и храброго юношу пытались отговорить, молили не губить собственной славы и молодости, но тот был непреклонен. Именно такую несокрушимую веру житие Георгия Победоносца, даже в кратком содержании, обычно ставит во главе всех добродетелей великомученика.

Испытания и смерть

Юношу подвергли жестоким истязаниям, после чего обезглавили. Поскольку он с мужеством вынес все пытки и не отрекся от Иисуса Христа, Георгия Победоносца позднее причислили к Таково краткое житие Георгия Победоносца.

День его казни состоялся 23 апреля, что соответствует 6 мая по новому календарю. Именно в этот день Православная церковь чествует память Георгия Победоносца. Его мощи хранятся в израильском городе Лод, там же построен храм его имени. А отсеченная голова святого и его меч находятся в Риме и по сей день.

Чудеса Георгия Победоносца

Главным чудом, которое описывает житие святого Георгия Победоносца, является его победа над змеем. Именно этот сюжет часто изображают на христианских иконах: святой здесь изображен на белом коне, а его копье поражает пасть чудовища.

Есть еще одно, не менее известное чудо, которое произошло уже после смерти великомученика Георгия и причисления его к лику святых. Случилась эта история после того, как арабский народ напал на Палестину. Один из захватчиков зашел в православный храм и застал там священника за молитвой перед образом Георгия Победоносца. Желая проявить пренебрежение к иконе, араб достал свой лук и пустил в нее стрелу. Но случилось так, что выпущенная стрела вонзилась в руку воина, не причинив иконе никакого ущерба.

Изнемогая от боли, араб позвал священника. Тот рассказал ему историю о Святом Георгии, а также посоветовал повесить его икону у себя над постелью. Житие Георгия Победоносца произвело на него такое сильное впечатление, что араб принял христианство, а потом даже сам стал проповедовать его среди своих соотечественников, за что и принял впоследствии мученическую смерть праведника.

Настоящие чудеса происходили с Георгием во время пыток. 8 дней длились жестокие истязания, но по воле Господа тело юноши исцелялось и укреплялось, оставаясь невредимым. Тогда император решил, что тот использует волшебство, и захотел погубить его ядовитыми зельями. Когда и это не принесло Георгию вреда, его решили прилюдно посрамить и заставить отречься от веры. Юноше предложили попробовать воскресить умершего человека. Каково же было потрясение собравшихся людей, когда после молитвы святого мертвый действительно восстал из гробницы, а земля сотряслась по воле Божьей.

Не иначе как чудом можно назвать и целебный источник, забивший на том месте, где построили церковь имени Георгия Победоносца. Находится она именно там, где по преданию святой расправился со змеем.

Что можно рассказать детям о Святом Георгии?

Много чем прославился за свою жизнь Георгий Победоносец. Житие и для детей будет интересно. Например, можно рассказать им о том, что этого святого почитают не только в нашей стране, но и за рубежом. А его жизнь стала лучшим примером того, как истинная вера в Бога помогает нам преодолеть любые испытания.

Будут интересны юным слушателям и чудеса, которые проявил Господь народу через этого великомученика. Благодаря им многие заблудшие вновь обрели веру и пришли к Христу. Жил Георгий Победоносец в III веке, но его подвиги и чудеса укрепляют веру людей и сегодня, придавая силы справляться с неприятностями и с благодарностью принимать все, что готовит нам жизнь.

Часто дети задают вопросы о том, почему на иконах копье в руке Святого Георгия тонкое-тонкое? Таким не то, что змея, даже муху не убьешь. На самом деле, это не копье, а самая настоящая, искренняя молитва, которая и являлась главным оружием великомученика. Ведь только с молитвой, а также огромной верой в Господа, у человека появляются огромные силы, мужество и счастье.

Факты, связанные с Георгием Победоносцем

  1. Святой известен под несколькими именами. Помимо звания Святой Георгий, его называют Георгием Лиддским и Каппадокийским, а по-гречески имя великомученика пишется так: Άγιος Γεώργιος.
  2. 6 мая, в день святого Георгия, чествуется также и память царицы Александры, жены императора Диоклетиана. Она так глубоко к сердцу приняла мучения Георгия и настолько уверовала в его собственную веру, что признала себя христианкой. После чего император сразу же приговорил и ее к смертной казни.
  3. Георгий Победоносец, житие которого стало истинным примером мужества и храбрости, особенно почитаем в Грузии. Первый храм имени Святого Георгия был построен там в 335 году. Спустя несколько веков начали строиться все новые и новые храмы и молельни. Всего их было возведено в разных уголках этой страны столько же, сколько дней в году - 365. Сегодня невозможно найти ни одной грузинской церкви, в которой не было бы образа Георгия Победоносца.
  4. в Грузии тоже очень популярно. Его дают всем - от простых людей до правителей из величайших династий. Считалось, что человек, названный именем Святого Георгия, ни в чем не будет знать неудач и из любой ситуации выйдет победителем.

Порой сложно поверить, что житие Георгия Победоносца действительно описывает реально случившиеся события. Ведь в нем столько нечеловеческих мучений, доблести и несокрушимой веры, сколько нам, простым смертным, представить просто невозможно. Однако история этого святого - лучший пример того, как с помощью истинной веры можно преодолеть любые невзгоды.

Георгий Победоносец - христианский святой, великомученик. Георгий пострадал во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 303 году, после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен. Память великомученика Георгия Победоносца совершается несколько раз в год: 6 мая (23 апреля ст. ст.) - гибель святого; 16 ноября (3 ноября ст. ст.) - освящение храма великомученика Георгия в Лиде (IV век); 23 ноября (10 ноября ст. ст.) - страдание (колесование) великомученика Георгия; 9 декабря (26 ноября ст. ст.) - освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской Православной Церкви, известное в народе как осенний Юрьев день).

Великомученик Георгий Победоносец. Иконы

Уже к VI веку сформировались два типа изображения великомученика Георгия: мученик с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ, и воин в доспехах, с оружием в руках, пеший или конный. Георгий изображается безбородым юношей, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей, иногда с венцом на голове.

С VI века Георгий часто изображается с другими воинами-мучениками - Феодором Тироном, Феодором Стратилатом и Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами.

Редко встречающийся иконографический извод - Георгий-воин, восседающий на троне, - возник не позже конца XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой придерживает ножны. В монументальной росписи святые воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, а также в нартексе.

В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо великомученика Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо великомученика Георгия с отроком»).

Композиция «Двойное чудо» объединила два наиболее известных посмертных чуда Георгия - «Чудо о змии» и «Чудо с отроком»: Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня, - небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке.

Иконография великомученика Георгия пришла на Русь из Византии. На Руси она претерпела некоторые изменения. Древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля. Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.

Образу святого из Успенского собора созвучна житийная икона великомученика Георгия XVI века из Успенского собора г. Дмитрова. Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах - эпизоды мученических страданий святого.

На Руси с середины XII века широко известен сюжет Чудо Георгия о змие .

До конца XV века существовал краткий извод этого образа: всадник, поражающий копьем змия, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господа. В конце XV века иконография Чуда святого Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: например, фигура ангела, архитектурные детали (город, который св. Георгий спасает от змия), изображение царевны. Но одновременно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении. Известны иконы не только с белым окрасом коня - конь может быть вороной или гнедой масти.

Иконография Чуда Георгия о змие сформировалась, вероятно, под влиянием античных изображений фракийского всадника. В западной (католической) части Европы святой Георгий обычно изображался как мужчина в тяжелых доспехах и шлеме, с толстым копьем, на реалистичном коне, который с физическим напряжением пронзает копьем относительно реалистичного змея с крыльями и лапами. В восточных (православных) землях отсутствует этот акцент на земном и материальном: не очень мускулистый юноша (без бороды), без тяжелых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном (духовном) коне, без особого физического напряжения, пронзает копьем нереалистичного (символического) змея с крыльями и лапами. Также великомученик Георгий изображается с избранными святыми.

Великомученик Георгий Победоносец. Картины

К образу великомученика Георгия неоднократно обращались живописцы в своих произведениях. В основе большинства работ лежит традиционный сюжет - великомученик Георгий, который поражает копьем змея. Святого Георгия на своих полотнах изображали такие художники, как Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Гюстав Моро, Август Маке, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, В.В. Кандинский и другие.

Великомученик Георгий Победоносец. Скульптуры

Скульптурные изображения святого Георгия находятся в Москве, в пос. Большеречье Омской области, в г. Иваново, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Рязани, Крыму, в с. Частоозерье Курганской области, Якутске, Донецке, Львове (Украина), Бобруйске (Белоруссия), Загребе (Хорватия), Тбилиси (Грузия), Стокгольме (Швеция), Мельбурне (Австралия), Софии (Болгария), Берлине (Германия),

Храмы во имя Георгия Победоносца

Во имя великомученика Георгия Победоносца построено большое количество церквей, как в России, так и за рубежом. В Греции в честь святого освящены около двадцати церквей, а в Грузии - около сорока. Кроме этого, церкви в честь великомученика Георгия есть в Италии, Праге, Турции, Эфиопии и других странах. В честь великомученика Георгия приблизительно в 306 году была освящена церковь в Салониках (Греция). В Грузии находится монастырь святого Георгия Победоносца, построенный в первой четверти XI века. В V веке в Армении в с. Карашамб была построена церковь в честь Георгия Победоносца. В IV веке в Софии (Болгария) была построена ротонда святого Георгия.

Георгиевская церковь - один из первых монастырских храмов в Киеве (XI век). Упоминается в Лаврентьевской летописи, согласно которой освящение храма состоялось не ранее ноября 1051 года. Церковь была разрушена, возможно, вследствие общего упадка древней части Киева после разорения города ордами хана Батыя в 1240 году. Позднее храм был возобновлен; уничтожен в 1934 году.

Великомученику Георгию Победоносцу посвящен монастырь в Новгородской области. По преданию, обитель основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав во святом крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло наименование монастыря.

В 1119 году было начато строительство главного монастырского собора - Георгиевского. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Строительство Георгиевского собора длилось более 10 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке.

Во имя святого Георгия освящена церковь на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде . Первое упоминание о деревянной церкви датируется 1356 годом. Жителями Лубяницы (лубянцами) - улицы, которая некогда проходила через Торг (городской рынок), была выстроена церковь в камне. Храм неоднократно горел и отстраивался вновь. В 1747 году обвалились верхние своды. В 1750-1754 годах церковь была вновь восстановлена.

Во имя Георгия Победоносца освящена церковь в с. Старая Ладога Ленинградской области (построена между 1180 и 1200 годами). Храм был впервые упомянут в письменных источниках лишь в 1445 году. В XVI веке церковь была перестроена, однако интерьер остался неизменным. В 1683-1684 годах была проведена реставрация церкви.

Во имя великомученика Георгия Победоносца освящен собор в Юрьеве-Польском (Владимирская область, построен в 1230-1234 годы).

В Юрьеве-Польском существовала Георгиевская церковь Михайло-Архангельского монастыря. Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах. Эта церковь - единственная сохранившаяся постройка древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году.

Во имя великомученика Георгия освящен храм в Ендове (г. Москва). Храм известен с 1612 года. Современная церковь построена прихожанами в 1653 году.

В честь святого Георгия освящена церковь в Коломенском (г. Москва). Церковь была построена в XVI веке как колокольня в виде круглой двухъярусной башни. В XVII веке к колокольне с запада была пристроена кирпичная одноэтажная палата. В то же время колокольня была перестроена в церковь святого Георгия. В середине XIX веке к церкви была пристроена большая кирпичная трапезная.

Известна церковь Георгия на Красной горке в Москве. По разным версиям, Георгиевская церковь основана матерью царя Михаила Романова - Марфой. Но название церкви было записано еще в духовной грамоте великого князя Василия Темного, а в 1462 году обозначалась каменной. Вероятно, из-за пожара храм сгорел, а на его месте инокиня Марфа построила новую, деревянную церковь. В конце двадцатых годов XVII века церковь сгорела. В 1652-1657 гг. храм был возобновлен на возвышенности, где проходили народные гулянья на Красную Горку.

Во имя святого Георгия освящена церковь в г. Ивантеевке (Московская область). Первые исторические сведения о храме относятся к 1573 году. Вероятно, деревянная церковь была построена в 1520-1530 годы. К концу 1590-х годов церковь была построена заново и служила прихожанам до 1664 года, когда братья Бирдюкины-Зайцевы получили разрешение на владение селом и на строительство новой деревянной церкви.

Уникальная деревянная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца находится в деревне Родионово в Подпорожском районе Ленинградской области. Первое упоминание о церкви датируется 1493 или 1543 гг.

(Румыния). Храмы РДЦ освящены в честь великомученика Георгия (Московская область, Раменский район), в (Брянская область, Стародубский район), в (Румыния, уезд Тулча).


Великомученик Георгий Победоносец. Народные традиции

В народной культуре день памяти великомученика Георгия называли Егорий Храбрый - защитник скота, «волчий пастырь». В народном сознании сосуществовали два образа святого: один из них был приближен к церковному культу святого Георгия - змееборца и христолюбивого воина, другой - к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспевались подвиги святого воина Егория, который устоял перед пытками и обещаниями «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразил «люту змию, люту огненну».

Великомученик Георгий Победоносец всегда почитался среди русского народа. В честь него возводили храмы и даже целые монастыри. В великокняжеских семьях имя Георгий было широко распространено, день нового чествования в народной жизни, при крепостной неволе, получил экономическое и политическое значение. Особенно знаменательно оно было на лесном севере России, где имя святого, по требованию законов наречения и слуха, изменилось сначала в Гюргия, Юргия, Юрья - в письменных актах, и в Егорья - в живом языке, на устах всего простонародья. Для крестьянства, сидящего на земле и от нее во всем зависящего, новый осенний Юрьев день до конца XVI века был тем заветным днем, когда для рабочих кончались сроки наймов и любой крестьянин становился свободным, с правом перехода к любому землевладельцу. Это право перехода, вероятно, было заслугой князя Георгия Владимировича, который погиб на р. Сити в битве с татарами, но успел положить начало русскому заселению севера и обеспечить его крепкою защитою в виде городов (Владимира, Нижнего, двух Юрьевых и других). Народная память окружила имя этого князя исключительным почетом. Для увековечения памяти князя были нужны легенды, сам он олицетворял богатыря, подвиги его приравнены к чудесам, его имя соотносили с именем Георгия Победоносца.

Русский народ приписал святому Георгию деяния, которые не упоминались в византийских Минеях. Если Георгий ездил всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзал им змея, то тем же копьем, по русским легендам, он поразил и волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?» - «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон, возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня». Легенда эта укрепила в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена им как жертва Егорием - ведомым начальником и повелителем всех лесных зверей. Эта же легенда свидетельствовала, что Егорий говорил со зверями людским языком. На Руси был известен рассказ о том, как Егорий приказал змее ужалить больно пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

Почитая Егория не только повелителем зверей, но и гадов, крестьяне обращались к нему в своих молитвах. Однажды некий крестьянин, по имени Гликерий, пахал поле. Старый вол надорвался и пал. Хозяин сел на меже и горько заплакал. Но вдруг к нему подошел юноша и спросил: «О чем, мужичок, плачешь?» - «Был у меня, - ответил Гликерий, - один вол-кормилец, да Господь наказал меня за грехи мои, а другого вола, при бедности своей, я купить не в силах». «Не плачь, - успокоил его юноша, - Господь услышал твои молитвы. Захвати с собою «оброт», бери того вола, который первый попадется на глаза, и впрягай его пахать - этот вол твой». - «А ты чей?» - спросил его мужик. - «Я Егорий Страстотерпец», - сказал юноша и скрылся. На этом повсеместном предании основывались трогательные обряды, которые можно было наблюдать во всех без исключения русских деревнях в день весенний день памяти святого Георгия. Иногда, в более теплых местах, этот день совпадал с «выгоном» скота в поле, в суровых же лесных губерниях это только «обход скота. Во всех случаях обряд «обхода» совершался одинаково и заключался в том, что хозяева обходили с образом святого Георгия Победоносца всю домашнюю скотину, собранную в кучу на своем дворе, а затем сгоняли ее в общее стадо, собранное у часовен, где служился водосвятный молебен, после которого все стадо окроплялось святой водой.

В старой Новгородчине, где, бывало, скот пасли без пастухов, «обходили» сами хозяева с соблюдением древних обычаев. Хозяин для своей скотины утром готовил пирог с запеченным туда целым яйцом. Еще до солнечного восхода он клал пирог в решето, брал икону, зажигал восковую свечу, опоясывался кушаком, затыкал спереди за него вербу, а сзади топор. В таком наряде у себя на дворе хозяин обходил скот посолонь три раза, а хозяйка подкуривала из горшочка с горячих угольев ладаном и поглядывала, чтобы двери на этот раз были все заперты. Пирог разламывался на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой давали по куску, а верба либо бросалась на воду речки, чтобы уплыла, либо втыкалась под стреху. Считалось, что верба спасает во время грозы от молнии.

В глухой черноземной полосе (Орловская губерния) верили в Юрьеву росу, старались в Юрьев день возможно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, выгнать скот со двора, особенно коров, чтобы они не болели и больше давали молока. В той же местности верили, что свечки, поставленные в церкви к образу Георгия, спасают от волков, а кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину «волку на зубы». Чествуя Егорьев праздник, домохозяева не упускали случая превратить его в «пивной». Еще задолго до этого дня, рассчитывая, сколько выйдет ушатов пива, сколько сделать «жиделя» (пива низшего сорта), крестьяне думали, как бы не было «нетечи» (когда сусло не бежит из чана) и толковали о мерах против такой неудачи. Подростки лизали ковши, вынутые из чанов с суслом; пили отстой или гущу, которая осела на дне чана. Женщины пекли, мыли избы. Девицы подготавливали свои наряды. Когда пиво было готово, каждого родственника в деревне приглашали «гостить о празднике». Праздник Егорья начинался с того, что каждый большак нес в церковь сусло, которое на этот случай называлось «кануном». Его на время обедни ставили перед иконой святого Георгия, а после обедни жертвовали причту. Первый день пировали у церковников (в Новгородчине), а потом шли пить по домам крестьян. Егорьев день в черноземной России (например, в Чембарском уезде Пензенской губернии) сохранил еще следы почитания Егорья, как покровителя полей и плодов земных. Народ верил, что Георгию были даны ключи от неба и он отпирал его, предоставляя силу солнцу и волю звездам. Многие еще заказывают обедни и молебны святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам. А в подкрепление смысла древнего верования соблюдался особый обряд: выбирали наиболее смазливого юношу, украшали его разной зеленью, клали на голову круглый пирог, украшенный цветами, и в целом хороводе молодежи вели в поле. Здесь трижды обходили засеянные полосы, разводили костер, делили и ели обрядовый пирог и пели в честь Георгия старинную священную молитву-песню («окликают»):

Юрий, вставай рано - отмыкай землю,
Выпускай росу на теплое лето,
Ни буйное жито -
На ядренистое, на колосистое.

«Чудо святого Георгия о змие» как объективная реальность, или антидарвинистский анализ боя самого известного древнеримского офицера-христианина.

фото — Сергей Евдокимов

Написать данную статью автора побудила сложившаяся ситуация на Ближнем Востоке, где в очередной раз христианское оружие противостоит силам мирового зла, и происходит это на территории, где когда-то святой великомученик Георгий поразил некоего дракона, хотя об этом моменте сейчас мало кто помнит. Волею судеб Россия с недавних пор является активным участником противостояния в этом регионе, но многие российские военнослужащие, направляющиеся туда, если и знают святого Георгия, то в самых общих чертах, а некоторые вообще не считают его исторической личностью и, к сожалению, воспринимают его победу над драконом как легенду. Однако мы попробуем развеять их сомнения.

Великомученик Георгий, именуемый Победоносцем, является одним из наиболее известных и почитаемых православными христианами святым. К нему обращаются в различных молитвенных нуждах, но в первую очередь о его заступничестве перед Богом молят люди, несущие военную службу. Также этот святой является одним из особых покровителей христианского оружия и многие победы христианских войск на поле брани приписываются, в том числе и его заступничеству.

Образы святого великомученика Георгия Победоносца, разделённые 15 веками.

Современный православный образ «Чудо святого Георгия о змии».

Во-первых, необходимо сказать, что сохранившиеся источники вполне единодушны в том, что святой Георгий был реальной исторической личностью; это был высокопоставленный древнеримский офицер, проходивший службу в период правления императора Диоклетиана. По одной из вероятно наиболее исторически точных версий великомученик Георгий родился в семье греко-римских аристократов в небольшом палестинском городке Лидда (ныне израильский Лод) в конце 3 века. Он принял смерть в 304 г. хр.э. за свою веру во Христа, будучи ещё в достаточно молодом возрасте, на территории древней Каппадокии (Малая Азия) в городе Никомидии (ныне турецкий Исмид).

Здесь нам бы не хотелось повторять рассказ о страданиях святого перед смертью, обычно занимающий значительную часть его жития, – хотя бы на том основании, что несколько странным представляется заставлять, например, кого-то снова и снова повторять описание чудовищных мучений и смерти какого-то горячо любимого им человека. Об этих событиях каждый желающий может найти легкодоступную информацию; нас же особенно интересует, возможно, самый яркий и запомнившийся современникам эпизод, который случился при земной жизни святого – бой, в котором он победил некое чудовищное существо, называемое драконом или большим змеем.
Почему то в наше время многие даже верующие христиане (не говоря о представителях иных религиозных конфессий или атеистов) считают, что на самом деле никакого боя небыло, а это некий легендарный символ победы христианского вероучения над язычеством. Однако высокая степень реалистичности и детализированности описываемых событий не даёт повода так думать.

Некоторые, находясь в плену современного научного мировоззрения, построенного на недоказанных идеях дарвинизма и базируясь на эволюционной картине мира, предполагают, что сам бой был, но святой Георгий поразил какую-то крупную ящерицу, типа комодского варана, или даже крокодила. Однако скептики почему-то забывают, что огромных варанов на территории Ближнего Востока никогда небыло, а Индонезия с островом Комодо (где обитают гигантские вараны) находится очень далеко, и до XIX века в Средиземноморье о них ничего не знали. На крокодилов же люди в том регионе давно и успешно охотились, и вряд ли убийство одного, даже особо крупного, крокодила могло таким образом повлиять на современников, что тысячи из них после этого стали убеждёнными христианами. Ниже мы попробуем разобраться в этом и всё же ответить на вопрос – так с кем в реальности сражался святой Георгий Победоносец?

Итак, великомученик Георгий, будучи офицером римской армии и при этом глубоко верующим христианином, однажды находился по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии и приехал в один большой город. Тут источники расходятся: по одной из версий это был город Бейрут (Берита), по некоторым другим данным возможно речь идёт про Алеппо (Халеб) или указывается иной населённый пункт в том регионе. Там он узнал, что на некотором расстоянии от этого города находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным, на берегах которого поселилось некое рептилеобразное чудовище. И хорошо бы, если оно просто так там жило, – так эта тварь поначалу охотилась на овец и коров, которых держали жители окрестных селений, а потом, когда домашняя скотина закончилась, перешла на питание людьми.

По-видимому, попытки местных язычников убить дракона или прогнать чудовище с помощью магии не дали результата. Ситуация дошла до степени, говоря простым русским языком, просто маразма, так как местные жрецы (видимо, действуя в русле древневавилонской традиции) постановили, что это животное является священным, что поселилось оно тут по воле богов, и само является воплощением какого то древнего божества, а значит пытаться убить его — грех. Но главное — они убедили весь народ в том, что ради услаждения языческих божеств, «для того чтобы они переменили свой гнев на милость», этому страшному существу надо приносить человеческие жертвы.

По прошествии некоторого времени эта мерзостная практика превратилась «в благочестивую традицию». Даже сам римский консул, управлявший этой провинцией (иногда именуемый в некоторых житиях «царём»), согласился с ней, когда на его родственницу или даже дочь выпал жертвенный жребий. Узнав об этом, находившийся в той местности святой Георгий, обладая рыцарственным характером, решил показать, что Бог христиан намного сильнее всяких языческих чудовищ. Кроме того, святой увидел, что, по Божьему Промыслу, именно ему, «здесь и теперь» предоставляется возможность засвидетельствовать силу Господню, и решил исправить создавшееся положение.

Охваченные паникой язычники не слышали уговоров немногих местных христиан о необходимости прекращения жертвоприношений, и будущий великомученик не стал вступать с ними в сражение, проливая кровь пусть и творящих неправду, но своих сограждан. Он решил действовать по-иному. И когда процессия с очередной связанной жертвой (вероятно как раз это была дочь имперского администратора) вышла к месту обитания дракона, он отправился вместе с ними, правда, облачившись в доспехи, вооружившись и сев на боевого коня. И как можно понять, вовсе не для того, что безучастно лицезреть ужасную картину злодеяния.

Когда люди привезли обречённую к логовищу чудовища, и то вылезло, надеясь сытно пообедать в очередной раз, святой Георгий неожиданно в одиночку вступил в поединок с драконом на берегу озера , и убил «змию люту », спася жизнь девушке, обречённой по жребию на страшную жертву, благодаря чему десятки тысяч жителей Ливана и Западной Сирии массово крестились. Вот как этот бой описан в одном тексте: «…осенив себя крёстным знамением и призвав имя Господне, святой Георгий быстро и храбро устремился на коне своём на змея, крепко сжав копьё и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого яростно попирал змея ногами… ». Можно констатировать, что дело решила неожиданная и быстрая, отлично исполненная атака (недаром великомученик Георгий был профессиональным воином).

Больше того, как свидетельствует текст некоторых жизнеописаний святого, поразив, но не добив чудовище, Победоносец слез с коня, накинул верёвку на поверженного противника, и со словами «И это ваш бог? Ну смотрите же, как я с ним управлюсь! » повёл дракона к городу. И только там, у стен его, а не на берегу озера, при стечении множества народа доблестный святой отрубил чудовищу голову, прославляя имя Господа Иисуса Христа, и славя Его как Истинного и Единственного Бога, дарующего победу твёрдо уповающим на Него.

Таким образом, наш Господь, через святого Георгия, проявил своё милосердие к людям, не только поразив обожествлённое чудовище, но прервав отвратительную традицию человеческих жертвоприношений. Больше того, именно через проявленную доблесть святого Георгия множество местных жителей приняло Православное Христианство (различные источники называют разные цифры – от многих тысяч до 24.000 и даже до 240.000; речь идёт о действительно огромном числе жителей округи, хотя понятно, что никто не вёл точного учёта). И так, благодаря совершённому подвигу, значительная доля местного населения поняло ошибочность веры в могущество языческих божеств, и отринув ближневосточные культы, приняла веру в Того Бога, который доказал, что Он сильнее всех тёмных сил и их биологических креатур.

Однако, несмотря на то, что римские власти впоследствии, вероятно, одобрили сам акт сражения и убийства «змия люта», расценив его вероятно «как защиту жизней подданных императора», но распространение Христианства в Поздней Римской империи конца 3 века считалось не просто «неполиткорректным», а было прямо запрещено законом. И именно обращение через его подвиг десятков тысяч римских граждан ко Христу, по-видимому, вменилось святому Георгию в вину позднее, став одним из пунктов официального обвинения.

Позднесредневековое немецкое изображение (15 в.) св.Георгия, убивающего дракона.

Итальянская фреска 14 в. (худ.Ботичелли), изображающая св.Георгия, поражающего змея.

Современная палеонтологическая реконструкция (худ.З.Бурриан) – нотозавр на берегу озера.

Видя средневековые изображения битвы св.Георгия со змеем, и сравнив их с современной реконструкцией обнаруженного палеонтологами нотозавра, остаётся только поражаться явной идентичности хищных рептилий. Больше того, примерно совпадает даже размер нотозара с изображением дракона, поражённого св.Георгием, – это был совсем не гигантский динозавр, правда достаточно проворный и явно агрессивно-хищный, взрослые особи которого достигали в длину 3-4, иногда 5 метров.

Несмотря на то, что дракон или змей, с которым сражался святой, различается у разных художников, но создаётся впечатление, что некоторые наиболее древние изображения явно восходят к единой традиции, согласно которой эта рептилия имела огромную голову с большой пастью, тонкую и относительно длинную шею, короткое толстое тело на четырёх лапах и довольно длинный хвост. Ни о каких-либо нескольких головах, крыльях для полёта, огненном дыхании или иных сказочных атрибутах чудовища ни в древнейших изображениях, ни в житиях о св.Георгия речи не идёт. Складывается полное ощущение, что перед нами некое вполне реальное животное, но крайне редко встречавшееся даже в Античность и к настоящему времени полностью вымершее.

Долгое время многочисленные скептики и даже некоторые верующие христиане считали, что в повествовании о бое святого Георгия со змеем нет ничего реального. Однако уже достаточно давно палеонтологами при раскопках был найден вид динозавров, который получил наименование нотозавров . Это были достаточно крупные хищные существа, жившие в древности по берегам озёр, морей или рек , возможно ведшие даже полуводный образ жизни, и таким образом мы можем констатировать, что условия обитания — что дракона, поражённого святым Георгием, что нотозавра — сходны. Видимо значительную часть их пищевого рациона составляла рыба, но, в первую очередь, нотозавры были активными хищниками, и нападали на любую добычу, появлявшуюся в непосредственной близости к месту их обитания (обнаружены даже кости молодых нотозавров со следами зубов более крупных особей).

Поскольку было найдено довольно много скелетов этих древних хищных рептилий, то учёные смогли достаточно точно восстановить их внешний облик. Однако долгое время, почему-то никто не сопоставлял изображения змея на образах святого Георгия и палеонтологические реконструкции нотозавра, которые (по нашему мнению) совпадают идеально, вплоть до деталей (по крайней мере, автору информации об этом не встречалось).
Несколько удивляет то, что некоторые креационисты (т.е. сторонники концепции Сотворения мира Богом и противники материалистического дарвинизма) в настоящее время считают, что святой Георгий сражался с динозавром бариониксом (впервые найденном, и то только фрагментарно, лишь в 1983 году, хотя к нашему времени известно несколько достаточно полных скелетов особей этого вида). Однако это вряд ли было возможно, т.к. барионикс хотя также жил по берегам водоёмов, как и нотозавр, но имел несколько иной облик, передвигался преимущественно на двух лапах, а не на четырёх, и был намного крупнее нотозавра, — а значит, и поразить его простым копьём было сложнее, и потом связать и полуживого «дракона» притащить на верёвке в город святой Георгий вряд ли бы смог (если речь не идёт например, о молодой особи барионикса). Тогда как нотозавр не только своим внешним видом, но даже размерами идеально соответствует хищной рептилии, описанной в житии рыцаря-великомученика и сохранившимся средневековым изображениям самого известного боя этого христианского святого.

Реконструкция облика крупнейшего из найденных динозавров вида Baryonyx walkeri сравнительно с размерами человека (рост 1,8 м.). Однако выяснилось, что это была ещё молодая особь, а значит размеры пиковых экземпляров этого вида были намного больше.

Группа бариониксов в своей традиционной среде обитания – на берегу водоёма. Хорошо показана универсальность в питании этого хищника.

Как можно увидеть, взрослый барионикс был во первых намного крупнее нотозавра, а во вторых, ходил в основном на двух лапах, а не на четырёх, а значит, вряд ли представителей именно этого вида изображают на иконах со св.Георгием (т.к. один лишь череп у него был длинной до 2 метров, а значит св.Победоносец вряд ли мог притащить полудохлого динозавра этого вида к жителям города на верёвке, тогда как нотозавр соответствует по всем параметрам идеально).

И, как это не покажется удивительным для скептиков, но не только размеры «дракона», судя по изображениям битвы святого Георгия, сходятся с размерами найденных скелетов нотозавров (обычно достигавшими в длину 2-4 метров, иногда 5-6 метров, как Nothosaurus giganteus ), но даже ареал обитания у них идентичный (в отличии от бариониксов, достигавших длинны 9 метров, и чьи кости были найдены только на территории Англии и Испании). Палеонтологи, на основании находок костных останков нотозаров, считают, что в ареал обитания этого вида ящеров входили территории от Северной Африки и Южной Европы через Ближний Восток и Южную Россию вплоть до Центральной Азии. Таким образом, можно утверждать, что наличие нотозавра на территории современного Ливана или Западной Сирии, где его и сразил древнеримский кавалерийский офицер-христианин, не противоречит имеющимся научным данным по ареалу обитания данного вида.

Однако для эволюционистов, отрицающих Сотворение и библейскую картину развития нашей планеты, тут есть одна проблема – с их точки зрения время жизни святого великомученика Георгия Никомидийского и — что нотозавра, что барионикса – разделяют десятки миллионов лет, так как по их мнению, динозавр и человек никак не могли жить в одну историческую эпоху. Но это так, только если опираться на концепцию развития мира, построенную на ошибочной теории макроэволюции Ч.Дарвина и разделять гипотетическую хронологию эволюционистов в миллиарды лет. Если же опираться в концепции развития мира на Книгу Бытия, разделять библейскую хронологию и признавать Сотворённость Богом нашего мира (при отсутствии макроэволюции как достоверно зафиксированного явления), то в том, что святой Георгий мог поразить в бою одного из последних нотозавров, нет ничего невозможного.

Мы не будем здесь разбирать множество других известных случаев, когда наличие живых динозавров (так или иначе приносивших вред и поэтому обычно убиваемых человеком) фиксируется в древнееврейских, древневавилонских, древнегреческих, древнеримских или средневековых европейских и арабских документах, а просто подчеркнём, что случай с боем Георгия Победоносца против динозавра вовсе не единичное свидетельство. И соответственно не только житие св.Георгия, некоторых других христианских святых-змееборцев, но сохранившиеся в древних источниках многочисленные описания глазами очевидцев динозавров как существ, живущих бок-о-бок с людьми, а также их древние изображения, дают весомые основания считать, что некоторые из этих ящеров пережили некий Глобальный Катаклизм, именуемый Всемирным Потопом, и были истреблены человеком уже во времена Поздней Античности и Раннего Средневековья.

Современная икона св.Георгия

Таким образом, имеющиеся свидетельства говорят о том, что предлагаемая эволюционистами и выдаваемая ими за единственно-верную картина развития жизни на нашей планете концептуально ошибочна, тогда как библейская картина мира достаточно хорошо объясняет имеющиеся, казалось бы, парадоксальные факты.
И мы надеемся, что та же Сила Господня, которая в давние времена помогла великомученику Георгию сокрушить живое воплощение зла, поможет и в наше время православным христианским воинам (если они будут твёрдо верить в Иисуса Христа и уповать на заступничество святого Георгия), сокрушить всех своих противников.