Бухучет по кассе. Учет кассовых операций — подсказки для бухгалтера


Участок учета наличных денежных средств считается самым консервативным среди бухгалтеров. Действительно, если поднять нормативные документы за последние лет сорок-пятьдесят, мы увидим, что правила ведения кассовых операций не особенно изменились за все прошедшее время, да и синтетический учет кассовых операций на предприятии всё такой, что и раньше.

Все изменения в кассовом учете можно отнести к двум категориям. Первые учитывают изменения технической оснащенности современной учетной работы. Вторые являются следствием развития в стране рыночных отношений, необходимости исключения в бизнес-деятельности теневых и коррупционных схем, а говоря короче – являются способом повышения финансовой дисциплины в стране через установление жестких организационных правил ведения операций с наличностью на уровне отдельных организаций.

Организация работы кассы

Любые хозяйственные процедуры, связанные с оборотом денег в наличной и опосредованной форме, в организации осуществляются через кассу. Категория наличных денег подразумевает монеты и купюры, а опосредованная форма – так называемые денежные документы. Это могут быть векселя, марки и другие подобные документы.

Осуществление кассовой работы должно быть возложено на кассира. В компаниях, относящихся к категориям микро- и малого бизнеса и не имеющих возможности содержания отдельной штатной единицы кассира, могут возложить эту обязанность на любого из сотрудников, являющегося материально ответственным лицом.

С кассиром или сотрудником, выполняющим его обязанности, в обязательном порядке составляется договор о полной материальной ответственности кассира. Кроме того, в некоторых организациях вводят во внутреннее обращение так называемое «Обязательство кассира», являющееся более детализированной и адаптированной к этой должности версией договора о мат. ответственности. Основные обязанности кассира предусмотрены в типовой должностной инструкции.

Для осуществления операций с наличностью в организации может быть оборудовано специально отведенное помещение с отдельным входом в него. В этом помещении осуществляется хранение, прием и выдача наличности и приравненных к ней документов. Однако если организация не обладает финансовой или технической возможностью для оборудования полноценного кассового помещения, либо отсутствует необходимость в его содержании, решение об обустройстве и функционировании «участка выдачи наличности» она принимает самостоятельно.

Документальное оформление наличности в кассе

Все основные виды движения денежных средств и приравненных к ним документов можно представить следующим образом:

Поступление в кассу (приход) Выдача из кассы (расход)
Со счета в банке на зарплату, хозяйственные, операционные и командировочные расходы Суммы причитающейся работникам заработной платы
Выручка от реализации работ, услуг или товаров Суммы под отчет сотрудникам на командировочные, хозяйственные и операционные расходы
Возврат неиспользованных подотчетных сумм Выплата компенсаций, пособий или ссуд сотрудникам
По прочим основаниям Передача на инкассацию

Документальное оформление кассовых операций организации осуществляется с помощью бланков установленной формы:

  • Приходный ордер
  • Расходный ордер
  • Журнал регистрации кассовых документов
  • Кассовая книга (книга регистрации кассовых операций)
  • Книга учета поступивших и выданных денежных средств и документов

Кроме этого организации обязаны применять документы по формам, устанавливаемым ЦБ РФ для обеспечения достоверности и контроля движения наличных средств или соблюдения кассовой дисциплины.

Кассовая дисциплина

Организации любой правовой формы, вне зависимости от сферы их производственно-хозяйственного функционирования, обязаны осуществлять хранение денежных средств на счетах в банковских учреждениях. Порядок, размеры и сроки инкассации и хранения в кассе наличной денежной массы устанавливаются организацией и согласовываются с банком при заключении договора на инкассацию наличных средств. Этот порядок и сроки определяются организацией на основании расчетов потребности в наличности и планов её поступления.

В кассе организации наличные денежные средства (без учета приравненных к ним документов) могут храниться только в размерах, ограниченных установленным лимитом. В 2014 году, как и раньше, начиная с 2012 года, лимит остатка наличности определяется организацией самостоятельно. Для расчета лимита предусмотрена формула:

Лон = Оп: Пр × Дс,

где:
Лон – это лимит остатка наличных;
Оп – объём выручки за некоторый расчётный период;
Пр – расчетный период;
Дс – количество рабочих дней между днями инкассации.

В расчётном периоде не должно быть больше 92 рабочих дней. Количество рабочих дней между датами инкассации наличных в банк, не должно превысить семи.

В случае, когда организация не делала расчет лимита остатка наличности в кассе, такой лимит считается по умолчанию равным нулю.

Любое количество наличности в кассе будет при этом считаться сверхлимитным объемом.

Сверхлимитное хранение наличных денег допускается только для средств на выплату зарплаты сотрудникам. Срок нахождения этих денег в кассе не должен превысить с момента поступления трех рабочих дней. Для организаций, ведущих деятельность на Крайнем Севере и приравненных территориях, этот срок увеличивается до пяти календарных дней.

Федеральным законодательством всем организациям вменено применение контрольно-кассовой аппаратуры при производстве расчетов наличностью в отношении сделок по продажам услуг или товаров. Перечень организаций, освобождаемых от исполнения этой обязанности, значительно сужен к 2014 году. Кроме контрольно-кассовой техники организации могут применять платежные терминалы для расчетов банковскими картами. Применение ПРТ не исключает необходимость контрольно-кассовой машины при совершении расчетов с покупателями.

Так же сужен и круг платежей, которые можно осуществлять с помощью наличных, поступивших в кассу организации в виде выручки. В 2014 году наличные средства, поступившие в кассу организации от третьих лиц не могут использоваться для:

  • Сделок купли-продажи ценных бумаг,
  • Оплаты аренды недвижимости,
  • Выдачи и возврату ссуд или займов,
  • Проведения различных лотерей и азартных игр.

В этих целях теперь можно задействовать только те наличные средства, которые сняты с расчетного счета организации.

Контрольно-кассовые устройства должны соответствовать требованиям, которые предъявляет к ней законодательство. ККМ в обязательном порядке регистрируется в территориальном налоговом органе. Таким образом, расчеты, осуществляющиеся в наличной форме, документально сопровождаются приходным кассовым ордером установленной формы и кассовым чеком. ККМ должна быть оборудована «фискальной памятью» и соответствовать перечню Государственного реестра контрольно-кассовой техники. Использование контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр до 1 января 2011 года и не соответствующей требованиям ФЗ №103, после 01.01.2014 года запрещено.

Кроме этого нужно учитывать дополнительные требования, предъявляемые к ККМ:

  • Обязательное присутствие печатаемых на кассовом чеке обязательных реквизитов;
  • Возможность передачи в платежно-расчетный терминал информации о произведенных платежах и информации для печати кассового чека терминалом или банкоматом (то и другое только в некорректируемом виде).

В соответствии с установленным ЦБ нормативом максимальный размер оплаты наличными средствами по одной сделке между юрлицами не должен быть больше 100 000 руб. В 2014 году на сделки с физическими лицами это же ограничение распространяется в более мягкой форме, верхняя планка поднята до 600 000 рублей. Впоследствии в планах Минфина её снижение до 300 000 рублей.

Ответственными за соблюдение кассовой дисциплины на предприятии являются руководитель, главный бухгалтер и кассир. Контрольная функция в части соблюдения организацией кассовой дисциплины вменена обслуживающим банкам, которых ЦБ обязывает не реже одного раза в два года производить соответствующую проверку.

Бухгалтерский учет операций с наличностью

Бухгалтерский учет денежной наличности осуществляется на активном синтетическом счете 50, а документов, приравненных к ней, на синтетическом счете 56. По дебету счетов учитывается поступление, а по кредиту выплаты наличных денег и выдача денежных документов. К счету могут открываться субсчета, например, отдельный субсчет для денежных документов.

Если организация в своей деятельности ведет прием и выдачу наличных денежных средств на отдельных участках, могут быть открыты субсчета операционных касс и субсчет «главная касса» (или «касса организации»). Такое ведение учета рекомендуется потому, что это позволяет детальнее контролировать движение денежных средств по участкам ответственности.

Если организация имеет право на ведение наличных расчетов в иностранной валюте, к счету 50 открывается специальные субсчета по видам валют, на которых ведется их обособленный учет. Отражение операций в валюте других государств в бухгалтерском учете ведется в рублевом выражении по официальному валютному курсу на момент совершения операции.

Упрощенно бухучет работы с наличностью выглядит следующим образом:

  • Сопровождение операций поступления и выбытия первичными документами;
  • Регистрация первичных документов в соответствующих журналах;
  • Составление проводок при обработке первичных документов;
  • Перенос данных первичных документов в кассовую книгу;
  • Заполнение на основании кассовой книги учетных регистров.

Помимо этого, в целях контроля хранения и движения наличных денег в организации может проводиться инвентаризация кассы.

Инвентаризация кассы

Основанием для проведения внеплановой внезапной инвентаризации кассы может служить распоряжение руководителя организации. В обязательном порядке инвентаризации проводятся при смене кассиров и проведении плановых ежегодных инвентаризаций балансовых активов предприятия. В последнем случае инвентаризация кассы является первой инвентаризационной процедурой, проводимой комиссией.

Непосредственно перед началом инвентаризации комиссия принимает в бухгалтерии последние на текущий момент документы первичного кассового учета. С материально ответственных лиц получают расписки о полноте передачи первичных документов в бухгалтерию и оприходовании/списании поступивших/выбывших денежных средств.

Во время инвентаризации кассы прекращаются любые операции с наличностью или денежными документами. В кассе производится полистный пересчет находящейся в ней наличности и перепись денежных документов. Комиссия сверяет данные бухгалтерского учета и фактическую денежную наличность и денежные документы.

Выявленные в процессе инвентаризации результаты отражаются в акте. Акт составляется в двух экземплярах, подписываемых комиссией и кассиром, которому вручается один из экземпляров. Если инвентаризация проводится по поводу сдачи-приёмки дел от между кассирами, акт составляется в трех экземплярах, так как каждому из них передаются подписанные экземпляры.

Выявленные недостачи/излишки отражаются в акте с обязательным пояснением обстоятельств их возникновения. С материально ответственных лиц берется объяснительная о причинах возникновения излишков или недостачи.

Недостача наличности или денежных документов (в денежном их эквиваленте) взыскивается с кассира с совершением бухгалтерских проводок:

  • Дт 73-2 – Кт 94 – задолженность кассира по выявленной недостаче;
  • Дт 50 – Кт 73-2 – погашение кассиром задолженности по недостаче.

Излишки, выявленные при инвентаризации, приходуются и принимаются к учету с составлением проводки Дт 50 – Кт 91-1 на всю сумму излишка.

  • определяют основные понятия и правила ведения учета;
  • регламентируют порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;
  • устанавливают перечень требований к раскрытию информации в отчетности.

ПБУ разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской федерации, в настоящее время действуют 21 положение, устанавливающее правила ведения бухгалтерского учета.

Список действующих ПБУ и их краткое описание

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации

Данное ПБУ устанавливает правила формирования учетной политики главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. Документ регламентирует порядок утверждения: рабочего план счетов, форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, способы оценки активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации. Кроме этого положение устанавливает порядок и правила внесения изменений в учетную политику организации.

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

Это Положение раскрывает порядок формирования и раскрытия в бухгалтерском учете и отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организаций являющихся подрядчиками либо субподрядчиками в договорах строительного подряда, длительность работы по которым носит долгосрочный характер и составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. Кроме этого, рассматриваемое ПБУ, используется при учете договоров оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом. Документ определяет требования к организации объектов бухгалтерского учета по указанным договорам, условия признания доходов и расходов, а так же правила определения финансового результата.

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Документ устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. ПБУ регламентирует порядок пересчета выраженных в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, требования к учету курсовых разниц, а так же устанавливает порядок отражения в бухгалтерском учете активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации.

ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации

Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности - единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Документ определяет перечень форм бухгалтерской отчетности и общие требования к ней: правила оценки статей бухгалтерской отчетности, аудит бухгалтерской отчетности.

ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Определяет порядок оценки материально-производственных запасов и требования к порядку учета фактических затрат на их приобретение (затраты по заготовке и доставке, проценты по кредитам, таможенные пошлины и т.п.). Регламентирует порядок определения их себестоимости при передаче в производство и ином выбытии и требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 6/01 Учет основных средств

Положение устанавливает требования к правилам формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве основного средства. Раскрывается методика оценки основных средств и состав затрат для формирования первоначальной стоимости объекта (суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; затраты на доставку объекта, таможенные пошлины и таможенные сборы, проценты по кредитам и т. п.). Устанавливаются способы начисления амортизации объектов основных средств: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Порядок учета затрат организации на ремонт и восстановление объектов. Требования к отражению в бухгалтерском учете операций выбытия основных средств в случаях: продажи, прекращения использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд и иных случаях.

ПБУ 7/98 События после отчетной даты

Для целей бухгалтерского учета событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Данное ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бухгалтерской отчетности. В приложении к ПБУ приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.

ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности

Условным фактом хозяйственной деятельности в соответствии с ПБУ является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. Это Положение устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Определяет состав условных фактов для бухгалтерского учета. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении. Раскрытие информации о последствиях условных фактов в бухгалтерской отчетности организации.

ПБУ 9/99 Доходы организации

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств, иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов собственников имущества. Документ устанавливает правила классификации доходов, раскрывает перечень, состав доходов организации и порядок их признания. Данное ПБУ применяется коммерческими организациями (за исключением кредитных и страховых) и регламентирует порядок отражения информации.

ПБУ 10/9 Расходы организации

Определяет правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятий, классифицирует их состав и устанавливает условия для признания расходов. Описывает порядок признания и раскрытия коммерческих и управленческих расходов в отчетности.

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах

Это Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности. Определяет перечень операций со связанной стороной, а так же обязательный состав информации подлежащий раскрытию.

ПБУ 12/2000 Информация по сегментам

Положение применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

Документ устанавливает правила формирования в учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций. Определяет условия для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива, и регламенирует прорядок первоначальной оценки. Задает правила учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА.

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ раскрывает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим).

ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности

Устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Описывает понятие прекращаемой деятельности, условия ее признания и оценки. Задает требования к раскрытию информации в отчетности.

ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы

Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Это ПБУ определяет правила формирования в учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее - бухгалтерская прибыль (убыток)), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток)), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений

Определяет правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о финансовых вложениях организации. Правила их первоначальной и последущей оценки, выбытия, а также требования к порядку определения доходов и расходов по финансовым вложениям.

ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности

Настоящее Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Раскрывает понятия: cовместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. Определяет требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений

Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменениях оценочных значений и устанавливает порядок раскрытия таких данных в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

ПБУ - это стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Утверждаются ПБУ приказами Минфина России.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются обязательными документами. Следовать им должны все компании, которые ведут .

Перечень действующих ПБУ

    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

    ПБУ 1/2008 Учетная политика организации;

    ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда;

    ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

    ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации;

    ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов;

    ПБУ 6/01 Учет основных средств;

    ПБУ 7/98 События после отчетной даты;

    ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы;

    ПБУ 9/99 Доходы организации;

    ПБУ 10/99 Расходы организации;

    ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах;

    ПБУ 12/2010 Информация по сегментам;

    ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи;

    ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов;

    ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам;

    ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности;

    ПБУ 17/02 Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы;

    ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль;

    ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений;

    ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности;

    ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;

    ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств;

    ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ): подробности для бухгалтера

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    Федерального закона «О бухгалтерском учете» Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период...

  • На что обратить внимание при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год

    Она была обнаружена (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете... Однако в силу п. 34 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ... «свернутого сальдо») (п. 19 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на... Такими условиями являются (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и... с этими фактами (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ...

  • Поощрительные выплаты работникам, связанные с завершением строительства

    Основании второго абзаца пункта 7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика... должна руководствоваться пунктом 7.1 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика... порядком отражения оценочных обязательств, установленных Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства... правилами оценки основных средств, установленных Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/2001 «Учет основных...

  • «Стандартные» требования к учету событий после отчетной даты

    30.12.2017 № 274н. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты», утв...

  • Бухгалтерская отчетность – 2017: рекомендации Минфина

    ... № 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1 ...

  • Промежуточная бухгалтерская отчетность отменяется!
  • Унификация учетной политики по ФСБУ и по МСФО

    28.04.2017 № 69н в Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика... , составляемый в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 23/2011 «Отчет о... учете. На основании пункта 23 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства... изменение. Кроме того, пункт 14 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных... она это делает по МСФО. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных...

  • Залог. Бухгалтерский учет и налогообложение

    ... ; (п. п. 5, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ... , п. п. 5, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ...) (п. п. 5, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ... , п. п. 5, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ... п. п. 7, 10.1 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ... 11, абз. 2 п. 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ...

  • Не приняты основные средства: что делать бухгалтеру?

    Об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ...

  • Порядок документального оформления возврата бракованного товара поставщику

    С п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов... по претензиям". На основании Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ...

  • Капитальное строительство собственными силами: отражение в бухгалтерском учете

    Средств, необходимо руководствоваться, в частности, Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина...

  • Товарный кредит при упрощенной системе налогообложения

    Товарного кредита определяется: - для кредитора - Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ... 12.2002 N 126н); - заемщика - Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам... организации остается прежним (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утв... ПБУ 15/2008, п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ... в погашение займа (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утв...

Наименование ПБУ

Дата утвержденияприказом Минфина РФ

Номер приказа

Минфина РФ

Об утверждении положений по бухгалтерскому учету

Учет договоров строительного подряда

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Бухгалтерская отчетность организации

Учет материально-производственных запасов

Учет основных средств

События после отчетной даты

Условные факты хозяйственной деятельности

Доходы организации

Расходы организации

Информация о связанных сторонах

Информация по сегментам

Учет государственной помощи

Учет нематериальных активов

Учет расходов по займам и кредитам

Информация по прекращаемой деятельности

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Учет финансовых вложений

Информация об участии в совместной деятельности

Изменения оценочных значений

В положение по бухгалтерскому учету, как правило, входят следующие элементы:

    название и номер ПБУ;

    общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

    определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);

    оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

    порядок учета (описывается порядок учета наличия, изменения и выбытия соответствующего объекта учета);

    состав информации, подлежащей раскрытию в составе, информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета одного и того же объекта.

Третий уровень (методический) составляют методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии и письма Минфина РФ, других министерств и ведомств.

Методические указания, рекомендации, инструкции иные аналогичные документы третьего уровня призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами. Документы этого уровня предлагают возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. К документам третьего уровня относятся методические указания, приказы, письма Министерства финансов и других органов исполнительной власти, занимающихся вопросами бухгалтерского учета (Госкомстат России, Центральный банк России, Министерство экономического развития и торговли России и т. д.).

Важнейшими документами этого уровня являются план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

План счетов бухгалтерского учета (систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета) представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

Действующий в России (с 1 января 2001 г. и в настоящее время) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов было разрешено осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. № 56.

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях, ведущих учет методом двойной записи, всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы.

На основании типового Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Для учета специфических операций организации имеют право (по согласованию с Министерством финансов) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя для этого свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая потребности в анализе и контроле ее деятельности. Кроме того, организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать их или объединять.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы для отражения фактов осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией на основании положений Инструкции по применению Плана счетов и иных нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т. п.).

Четвертый уровень (организационный) составляют рабочие документы по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые руководством самой организации. Рабочие документы экономического субъекта определяют порядок организации бухгалтерского учета и особенности его веденияна микроуровне.

Основными рабочими документами организации являются:

    документ (приказ) по учетной политике организации для целей ведения бухгалтерского учета;

    документ (приказ) по учетной политике организации для целей налогообложения;

    утвержденные руководителем формы первичных и иных документов;

    утвержденные руководителем графики документооборота;

    утвержденный руководителем рабочий План счетов бухгалтерского учета;

    утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что многие организации ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов» рабочий План счетов). Подобные организации нарушают порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами законодательства по бухгалтерскому учету.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (директором).

При этом утверждаются:

    рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

    правила документооборота и технология обработки учётной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала Финансового года.

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2019 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2019 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2019 году ПБУ

Номер ПБУ Наименование ПБУ Приказ Минфина Последнее изменение
без номера Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н от 29.07.1998 № 74н от 11.104.2018

ПБУ 1/2008

Учетная политика организации

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

ПБУ 2/2008

Учет договоров строительного подряда

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 3/2006

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

ПБУ 4/99

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

ПБУ 5/01

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 6/01

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 7/98

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 8/2010

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 9/99

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 10/99

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 11/2008

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 12/2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

ПБУ 13/2000

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

ПБУ 14/2007

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 15/2008

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 16/02

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 17/02

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 18/02

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 19/02

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 20/03

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

ПБУ 21/2008

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

ПБУ 22/2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 23/2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

ПБУ 24/2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень - федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету - учетная политика организации. Цель этого уровня - определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.