Стихотворение "случились вместе два астронома в пиру" ломоносов михаил васильевич. Анализ стихотворения Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру Анализ стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру» Ломоносова

Тест по литературе Случились вместе два астронома в пиру… (М.В. Ломоносов) для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и одно общее задание с развернутым ответом.

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.



Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Когда было написано стихотворение? Укажите век.

2. Назовите род литературы, которому принадлежит это произведе­ние.

3. Что в данном тексте означает словосочетание случились вместе ?

4. Как называется обмен репликами героев литературного произве­дения?
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав…»

5. Выпишите слово, употреблённое поэтом в переносном значении:
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит…»

Задание с развернутым ответом

6.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. В каком веке родился Коперник?

2. Как называется вопрос, не требующий ответа, использующийся для привлечения внимания собеседника?
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?

3. Что в данном тексте означает слово в жару (спорили)?

4. Как называется вид комического, заключающийся в добродуш­ной насмешке?

5. Выпишите слово, употреблённое поэтом в переносном значении: Другой, что Солнце все с собой планеты водит.

Задание с развернутым ответом

6. Согласны ли вы с теми исследователями, которые называют это произведение басней? Объясните вашу позицию.

Ответы на тест по литературе Случились вместе два астронома в пиру… (М.В. Ломоносов)
1 вариант
1. XVIII
2. лирика
3. встретились
4. диалог
5. ходит
2 вариант
1. XV
2. риторический
3. горячо
4. юмор
5. водит

Написал много произведений различных жанров, в которых раскрывал тему Родины, где говорил о возвышенных чувствах, затрагивая и обыденные предметы. Но, несмотря на то, что мы знаем Ломоносова прежде всего, как ученого, научные проблемы и открытия были затронуты в притче Случились вместе два Астронома.

Случились вместе два Астронома

Написал Ломоносов Случились вместе два Астронома в 1761 году. Если обратиться к тексту стихотворения Случились вместе два астронома, то мы увидим, как в небольшом произведении автор сумел на уровне быта, объяснить всем нам закон Вселенной. В стихе Случились вместе два Астронома в пиру, автор рассказывает, как встретились знаменитые астрономы Коперник и Птоломей и завязался между ними разговор о том, Земля ли крутится вокруг Солнца или же Солнце вокруг Земли. При этом за основу Ломоносов брал реальные утверждения двух астрономов, которые были уверены в своей правоте, но, встретиться они не могли, ведь жили в разное время.

Так, Птоломей считал и в своих исследованиях доказывал, что Солнце крутится вокруг Земли и эта теория очень долго существовала в науке тех времен. А вот Коперник считал, что Земля крутится вокруг Солнца и именно об этом шел разговор в произведении писателя. На помощь двум ученым пришел повар, который на уровне бытовых предметов, обычного очага и готовящегося жаркого, доказал истину. Достаточно лишь представить солнце очагом, а жаркое Землей, чтобы понять истину, ведь не очаг вертится вокруг жаркого, а наоборот.

Рассуждая о стихотворении Случились вместе два астронома в пиру, можно увидеть мораль. И здесь автор указывает на то, что если быть внимательным к окружающему быту, то всегда можно найти доказательства большим открытиям, установленным законом, ведь все законы едины независимо от того, берется Вселенная или рассматриваются предметы быта.

Случились вместе два астронома слушать

Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 года близ деревни Холмогоры Архангельской губернии. Первыми книгами, по которым М.В. Ломоносов учился грамоте, были «Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого (рис. 2), «Грамматика словенская» Малетия Смотрицкого (рис. 3), «Арифметика» Леонтия Магницкого (рис. 4).

Рис. 2. «Псалтырь рифмованная» Симеона Полоцкого ()

Рис. 3. «Грамматика словенская» Мелетия Смотрицкого ()

Рис. 4. «Арифметика» Леонтия Магницкого ()

В 19 лет Ломоносов покинул свой дом и отправился учиться в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию (рис. 5), в числе лучших учеников окончил ее. После этого поступил в университет при Петербургской академии наук (рис. 6) и закончил его.

Рис. 5. Славяно-греко-латинская академия ()

Рис. 6. Петербургская академия наук ()

Продолжил обучение в университетах Европы (рис. 7) и уже в 34 года стал профессором химии.

Рис. 7. Марбургский университет ()

Круг интересов М.В. Ломоносова включает множество наук, в него входили математика, химия, физика, астрономия, геология и география.

В 1754 году разработал проект создания Московского университета. И через год, в 1755 году, в Москве открылся этот университет, который сейчас носит имя его создателя (рис. 8).

Рис. 8. Московский университет ()

Всю жизнь ученый интересовался астрономией, наверное, потому что родом был из Холмогор. Именно там в 1692 году была открыта первая русская обсерватория.

Две тысячи лет назад в древней Греции жил Клавдий Птолемей (рис. 9).

Рис. 9. Клавдий Птолемей ()

Он утверждал, что Земля находится в центре Вселенной. Луна, Солнце и остальные планеты движутся вокруг нее, его учение получило название «геоцентрическая система». Геоцентрическая система - от слова «гео», что означает Земля.

В XVI веке Николай Коперник (рис. 10), польский ученый, разработал другую систему мироздания - Земля и планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система). Гелиоцентрическая система - от слова «гелиос», что означает Солнце. Но его идеи не были приняты, а сочинения запрещены долгие годы.

Рис. 10. Николай Коперник ()

Долго теория Коперника была заброшена, даже в XVIII веке было мало ее сторонников.

В 1761 году М.В. Ломоносов пишет шуточное стихотворение под названием «Случились вместе два Астронома в пиру…» (рис. 11).

Рис. 11. Стихотворение ()

Разберем слова и выражения, которые в наше время устарели, для того чтобы смысл стихотворения был понятнее (рис. 12):

Рис. 12. Разбор устаревших выражений ()

Жаркое - жареное кушанье, обычно мясное, или же сковорода, на которой это блюдо готовится.

Коперник и Птолемей не могли встретиться, так как жили в разное время, с разницей в 1300 лет. М.В. Ломоносов их соединяет на пиру, в месте, где не могут решаться важные споры о мироздании и Вселенной, этим приемом он создает комичность ситуации.

Споры о теориях Птолемея и Коперника продолжаются и в XVIII веке. Михаил Васильевич изображает в своем стихотворении двоих ученых, которые жарко спорят друг с другом. Рядом с ними оказывается повар, ученые спрашивает его мнение, чтобы разрешить спор. Повар, сравнивая очаг с Солнцем, поясняет на бытовом уровне, что очаг не может крутиться вокруг сковородки, на которой жарится пища. Такой прием сравнения важен в литературных произведениях.

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Русское слово, 2013.
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс - 13-е изд., стер. - М.: 2013 - 208 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях - 2-е изд. - М.: 2013. Ч. 1 - 303 с.; Ч. 2 - 303 с.
  4. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литература. 5 класс. («Шаг за горизонт») В 2 книгах - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2008. - 224 с.
  5. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях - 13-е изд., стер. - М.: 2011. Часть 1 - 256 с.; Часть 2 - 256 с.
  1. Lomonosov300.ru ().
  2. Ras.ru ().
  3. Physchem.chimfak.rsu.ru ().

Домашнее задание

  1. В каких учебных заведениях М.В. Ломоносов обучался?
  2. Назовите первые книги, по которым М.В. Ломоносов учился грамоте.
  3. В каком году М.В. Ломоносов пишет стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»?

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

Анализ стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру» Ломоносова

Многие знают М.В. Ломоносова как великого русского ученого, труды которого известны во всем мире. Но кроме научно-исследовательской деятельности, Михаил Васильевич тяготел к изобразительному искусству, писательству и поэзии. Удивительная многогранность личности, талант и простое происхождение позволили Ломоносову донести всю суть вселенского закона до каждого, кто прочел его произведение «Случились вместе два астронома в пиру».

Стихотворение опубликовано в 1761 году и повествует о жарком споре между двумя светилами науки – Клавдием Птолемеем и Николаем Коперником, который разрешается шутливым высказыванием повара. Действующие лица являются лишь символами противоречащих друг другу точек зрения – Земля ли вращается вокруг Солнца, или Солнце крутится вокруг Земли – так как они жили в разные эпохи и встретиться не могли.

Долгие годы великие ученые и церковь отрицали тот факт, что вращение Земли происходит вокруг Солнца, а всех, кто осмеливался не согласиться — ожидали гонения и порицания. Простой народ и вовсе был далек от толкования о науке и планетах. Автор в простых и понятных рифмах поставил точку в долгом споре. И именно фигура повара, простого рабочего, с незамысловатым и шутливым суждением об устройстве Вселенной, помогла каждому человеку понять истину.

Произведение является сатирической притчей и отходит от канонов классицизма – высокий и напыщенный тон собеседников противопоставляется шутливым и просторечивым высказываниям повара. Это еще одна попытка Ломоносова примирить действующую церковь с современными открытиями исследователей – долгие годы шла борьба взглядов на устройство мира. Логическими доводами автор подводит к мысли, что Коперник и его идеи – истина, как бы к этому не относилась официальная наука.

Литературоведами было установлено, что Сирано де Бержерак в своем произведении «Иной свет, или Государства и империи Луны» также упоминает о несуразности вертеть печь вокруг жареного жаворонка, и именно этим аргументом оперирует Ломоносовский персонаж. Как бы то ни было, сатирическое стихотворение полностью исчерпывает многовековой конфликт, с легким юмором преподнося читателю мнение самого автора.

Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру» является знаковым и важным произведением. М.В. Ломоносов в свойственной ему манере смог донести до миллионов людей сложную и важную идею закона Вселенной. Понимание жизни и мысли простого человека и незамысловатый ум великого ученого привели не только к открытиям мирового масштаба, но и помогли донести их до каждого.

Потомок обычных рыбаков, сумевший пробить себе путь к «звездам», Михаил Ломоносов известен не только как Великий ученый-новооткрыватель, но и как поэт. В это трудно поверить, но в одной личности гармонично и гениально соединились разум и лиричность. Ломоносов писал стихотворные произведения разных жанров: оды, причты, поэмы. Он повествовал как о возвышенном, так и об обыденном. И довольно часто в стихотворениях что-то великое сталкивалось с чем-то вполне обыденным. Таким образом, сочинения автора становились реалистичнее и понятнее простому народу.

Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…» написано знаменитым ученым в форме причты. В нем рассказывается о героях, которые спорят.

Земля и Солнце – что же вокруг чего вращается? Эта сложная научная проблема всегда порождала многочисленные дискуссии. Однако стихотворение имеет разную тональность: возвышенная постепенно сменяется ироничной.

Главные герои – это Коперник и Птоломей. Первый был Великим польским астрономом, который жил в конце эпохи Средневековья, но идейно восходил уже к другой более просветленной эпохе Возрождения. Он смог научно обосновать гелиоцентрическую теорию, то есть доказать то, что наша планета вращается вокруг большого Солнца, а не наоборот.

Второй был античным ученым, который считал, что яркое Светило движется вокруг Земли. Именно его взглядов очень долгое время придерживалась наука.

Как видим, в реальности разговор этих исторических личностей случиться никак не мог, так как они жили в разные времена. Автор использует героев из разных эпох для столкновения двух противоположных идей.

Жаркий спор астрономов происходит на пиру. Во время всеобщего веселья ученые устраивают научную перепалку, что уже выглядит немного неуместным. Поэтому в их спор хорошо вписывается третий герой – обычный повар. И как ни странно, именно третий герой с его простым мышлением дает простой ответ на вопрос двух знаменитых ученых. В этом и состоит легкая ирония автора. Шутя, повар говорит, что хоть и не был на Солнце, но знает, что прав Коперник: «Кто видел простака из поваров такова, который бы вертел очаг кругом жаркова?» В этом простом примере больше логики, чем во многих научных теориях. Ломоносов считал, что правдивые знания должны быть доступными для понимания каждого.

Данное стихотворение - небольшая стихотворная притча о серьезной научной проблеме. Но благодаря шутливому тону в конце произведение имеет сатирический характер. В образе незатейливого повара автор воплотил здравый смысл, который побеждает теорию.

Ломоносов нарушает правила классицизма, когда допускает в «высоком» произведении «низкое»: изысканный стиль речи астрономов в конце сменяется просторечьем повара. Однако именно это отступление от правил помогло автору достигнуть нужного эффекта. Стихотворение о сложной проблеме стало понятным даже простым людям благодаря третьему персонажу из народа, который обладает здравым смыслом и смекалкой.